КАТОЛИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - Страница 2

Некоторые исследователи выделяют в католических храмах кафедральный стиль – название неостиля, «второй волны» неоготики во Франции 1830 гг., порождённой движением «национального романтизма» начала XIX в., и кирпичный стиль – неточное название течения рациональной архитектуры конца XIX в. В отличие от неоготического стиля второй половины XVIII в. в начале XIX в. появилась мода на оформление парадных залов, больших аристократических гостиных «в стиле готических соборов» (отсюда название); изготавливалась резная деревянная мебель с готическим орнаментом, напоминающая кресла хоров кафедрального собора, окна украшали витражи с геральдическими композициями. В готическом стиле оформлялись книжные переплёты. Начало течению, получившему название «кирпичный стиль», положило творчество голландского архитектора Хендрика Петрюса Берлаге (1856–1934 гг.), который стремился использовать эстетические свойства натуральных материалов – кирпича с отделкой стен белым камнем (традиционный приём в архитектуре северных стран). Биржа в Амстердаме, построенная по проекту Х.П. Берлаге (1897–1903 гг.), близка по стилю «кирпичной готике», а последователи архитектора создали амстердамскую школу новой архитектуры рационалистического направления. Однако «кирпичный стиль» в большинстве европейских стран развивался в границах периода историзма и эклектики второй половины XIX в. и только предвещал рационалистическое течение в архитектуре модерна. В фасадах зданий произвольно сочетались мотивы разностильного декора, восходящего к романским, готическим, византийским прототипам. С помощью глазурованного кирпича и фигурной кладки на фасадах зданий создавались причудливые орнаменты карнизов, тяг, наличников и порталов. Именно отсутствие целостного художественного стиля породило странное название «кирпичный стиль». В Петербурге в этом «стиле» строили архитекторы Иероним Севастьянович Китнер (1839–1929 гг.), Карл Карлович Шмидт (1866–1945 гг.), Виктор Александрович Шрётер (1839–1901 гг.). Католические храмы обычно украшают живописные изображения, мозаики, скульптуры, рельефы и витражи с образами Иисуса Христа, Богоматери, святых. Во всех католических храмах вдоль стен обязательно располагаются так называемый «Крестный путь» – 14 картин или рельефов, изображающих этапы крестных страданий Христа. Иконы (см. Икона) в католических храмах (как и в православных) почитаются, но характер «римской» (преимущественно итальянской) живописи отличается от восточно-христианской. В западной живописи более изящна внешняя форма, за счёт этого менее строго выдерживается сугубо христианская идея. Неземной мир святых изображается в ней больше похожим на земной со всеми его волнениями и страстями. Некоторые исследователи выделяют в католической живописи особый «католический» стиль изобразительного искусства, который складывался в эпоху итальянского Возрождения, в противодействии византийским традициям, что было усилено расколом церквей и получило наиболее совершенное выражение в стиле римского барокко; исследователи именуют его «стилем католической иллюзии», «искусством Контрреформации».

 



 
PR-CY.ru