КАТОЛИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 4

К числу послесоборных новаций в католической теологии исследователи относят попытки замены традиционной схемы: Бог, сотворение, спасение – новой интерпретацией истории спасения, согласно которой Бог познаётся только через историю – «экономия спасения» выявляет Бога лишь в Его отношении к миру (Йоханнес Файнер, М. Лёрер). Следствием такого подхода является также изменение теологического языка. Эссенциально (от лат. – esse – бытие) ориентированная теология, господствовавшая со времени Тридентского собора, уступает место  экзистенциальному истолкованию истин веры. Специфической особенностью современной католической теологии исследователи называют также её антропологическую направленность – тема человека сегодня пронизывает практически всю теологическую тематику. По мнению исследователей, основоположник католической антропологизированной теологии Карл Ранер исходит из того, что Откровение выявляет то, кем человек является в планах Бога (традиционная Библия в христианстве есть Божественное видение человека, но не человеческое видение Бога), и что в теологическом познании предмет этого познания (Бог) одновременно является и конечным условием познания. По этой причин всякий вопрос о Боге есть одновременно и вопрос о человеке. Указанный антропологический поворот, по убеждению Карла Ранера и  его последователей, не является вызовом ни теоцентризму, ни христоцентризму, зато он защищает теологию от опасности концептуализма и мифологизма. Подобную интерпретацию католической теологии сегодня разделяют многие католические богословы. Новую форму приобретает в католицизме эсхатология как интерпретация современности в свете конечного будущего; игнорируя апокалиптику, эсхатология говорит о «конечных вещах» категориями, почерпнутыми из обыденной жизни. Ведущие представители католической теологии стремятся к тому, чтобы теологическая рефлексия современной католической церкви была плюралистической и приобретала форму диалога с представителями других христианских конфессий. По мнению исследователей, из обсуждения вопроса о нехристианских религиях на втором Ватиканском соборе вытекает, что благодать может присутствовать в природе. Собор подчеркнул общее происхождение и общее предназначение всех людей. При этом отметил, что разные религии представляют различные точки зрения на одну и ту же тайну жизни. Божья благодать присутствует во всех из них, хотя и в разной степени. Поэтому католиков учат «признавать, сохранять и продвигать находящиеся у тех (у приверженцев других религий) духовные, нравственные и культурно-социальные ценности». Возникает дилемма, которая встаёт перед церковью: означает ли присутствие благодати в природе, что благодать существует также отдельно от церкви и вне её? Не подразумевает ли заповедь Божья, обязывающая всех людей познавать Его, что существует какой-то путь или способ, посредством которого они могут прийти к Его познанию? В целом современное католичество, с одной стороны, утверждает, что все люди действительно могут познать Бога, но в то же время продолжает настаивать на исключительной роли церкви в спасении. Такая позиция требует разработки более широкой концепции церкви и членства в ней.

 



 
PR-CY.ru