КАТОЛИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 2

Первоначально идеи представителей Тюбингенской католической школы не были восприняты официальной церковью, которая ориентировалась на неосхоластитческую традицию с её отрицательным отношением к изменениям и развитию. Отчасти это было следствием «оборонительной позиции» папы Пия IX в отношении таких распространявшихся в тот период течений, как либерализм, религиозный рационализм, онтологизм и особенно модернизм. На рубеже XIX–XX вв. представители католического модернизма (Альфред Фирмен Луази, Морис Блондель, Ромоло Мурри и др.) пытались привести католическую теологию в соответствие с современными достижениями науки и культуры. Модернисты, применив к Библии принципы историзма и эволюционизма, трактовали её как исторический памятник, несущий на себе печать того времени, когда он создавался; они противопоставляли «Христа веры» «Христу истории» и утверждали, что непорочное зачатие, вознесение Христа, его чудеса и т.д. имеют значение только для веры, но не для истории. Церковные власти видели наибольшую опасность католического модернизма в отрицании им сверхъестественного характер Откровения и церкви. Теологический модернизм в католицизме был решительно осуждён папой Пием X в 1907 г. и папой Пием XII в 1950 г. Однако, официально придерживаясь принципов, базирующихся на томистской традиции, католическая теология во второй половине XX в. дополнялась наработками представителей Тюбингенской школы, отчасти католического модернизма, феноменологии, философской антропологии и экзистенциализма. Со времени понтификата папы Иоанна XXIII в католицизме набирает силу так называемая новая теология, отражающая изменения в современном мире и обращающаяся к современному человеку на обыденном языке. Её ведущими представителями являются Ив Конгар, Мари-Доминик Шеню, Анри де Любак, Карл Ринер, Э. Шиллебекс. Существенному обновлению католической теологии способствовал второй Ватиканский собор, который, отметив, что задача современной теологии состоит не столько в сохранении «депозита веры», сколько в её творческой интерпретации. Непосредственно проблемы теологии получили развитие в четырёх конституциях: «О божественном Откровении», «О Церкви». «О богослужении» и «О Церкви в современном мире». В первом документе Собор предложил обновлённую интерпретацию взаимосвязи Писания и Предания; во втором – представил новое видение католической экклезиологии, в которой церковь как «Божий народ» идёт через историю к своей эсхатологической полноте; в третьем – дал новую трактовку литургии как важнейшего выражения церковно жизни; в четвёртом – изложил теологическое истолкование взаимосвязи церкви и современного мира. При рассмотрении современной католической мысли по любому вопросу исследователи сталкиваются с трудной задачей. Её трудность определяется тем, что вместо единой официальной позиции, которая существовала некогда в католичестве по большинству вопросов, ныне существует их великое разнообразие.

 



 
PR-CY.ru