КАРПИНИ Джиованни Плано дель - Страница 2

Татары, встретившие послов весьма недружелюбно, направили их под стражей к Батыю – второму лицу после великого хана, который находился в Каракоруме. «Прежде чем нас повели к хану, – рассказывает Карпини, – нас предупредили, что мы должны будем пройти между двух огней, так как сила огня очистит нас от дурных намерений и от яда, если мы имеем какой-нибудь злой умысел против хана, на что мы и согласились, дабы снять с себя всякое подозрение». Монголы немедленно разожгли два костра. Рядом воткнули два копья, к которым привязали верёвку с нацепленными кусками цветных тканей, соорудив, таким образом, подобие ворот. Около костров уселись две женщины, которые брызгали водой и произносили заклятия. Через эти ворота сначала пронесли подарки для хана, а затем прошли монахи. Карпини и его спутник были приняты Батыем. Папская грамота была переведена толмачами на славянский, арабский и татарский языки, после чего её прочли хану. На другой день Батый призвал к себе послов и приказал ехать в стан великого хана. Под монгольским конвоем 64-летний старик был вынужден пройти за три с половиной месяца громадный отрезок от Сарая до летней резиденции великого хана Сыр-Орды около столицы Каракорум (к западу от нынешней столицы Монголии Улан Батора). Экспедиция следовала по проложенному с древних времён мировому торговому пути, который на севере проходил мимо Аральского моря к нижнему течению Сыр-Дарьи и нижнему течению Или и далее через Джунгарские ворота в Монголию. 22 июля 1246 г. Карпини со спутником прибыли в Сыр-Орду и попали туда в период избрания нового великого хана. Эта процедура, обставленная со всей роскошью огромного государства, заняла много времени – прошёл целый месяц, прежде чем Гуюк был провозглашён великим ханом и принял папских послов. Несколько дней спустя, 13 ноября, Карпини вручили ответное письмо хана к папе Римскому, которое кончалось словами: «Мы поклоняемся нашему Богу и с его помощью разрушим весь мир от Востока до Запада». В ставке Гуюк-хана Плано Карпини встретил группу русских, в том числе великого князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского. Он, живя в орде, изучал быт и нравы татар, и его описания обнаруживают большую наблюдательность. Больше всего монах восхищается неутомимостью и уменьем монголов легко переносить голод и стужу. «Татарин, напостившись день или даже два, напевал так весело, будто бы был после вкусного обеда». Мужчин от женщин очень трудно было отличить вследствие того, что одеваются они совершенно одинаково: все носят халаты, подбитые мехом, и высокие шапки из холста или из шёлка, расширяющиеся кверху. Мужчины не утруждают себя никакой домашней работой: охотиться, стрелять из лука, пасти стада, ездить верхом – вот и все их занятия. Девушки и женщины тоже отличаются ловкостью и смелостью. Они обязаны выделывать меха, изготавливать одежду, а также смотреть за скотом. Все домашние работы идут тем успешнее, чем больше в каждом доме женщин. Благодаря обычаю многожёнства татары покупают себе столько жён, сколько каждый из них в состоянии прокормить. Монголы очень суеверные: они верят в чары, колдовство и в очистительную силу огня. После смерти какого-нибудь вельможи вместе с ним зарывают чашу, полную мяса, кружку с кумысом, кобылицу с жеребёнком и осёдланного и взнузданного коня. Главный их недостаток, по мнению Карпини, состоит в том, что они горды и надменны с иностранцами и ни во что не ставят человеческую жизнь. Путешествие Джиованни дель Плано Карпини открыло список великих путешествий европейцев в Азию. После возвращения из Монголии был назначен генералом францисканского Ордена, но затем снова занялся проповеднической деятельностью в Богемии, Венгрии, Дании и Норвегии. Умер в Риме в глубокой старости.



 
PR-CY.ru