КАПИТУЛЫ и КАНОНИКИ - Страница 2

Но в XI в. вместе с новым подъёмом аскетизма исследователи видят стремление к её возрождению уже в более стром понимании. Латеранский собор 1059 г. вновь выставляет требование общей жизни, присоединяя сюда и требование общего имущества. Устав Хродеганта отвергают, заменяя его новым, составленным из отрывков приписываемых Августину Блаженному речей (Regula Augustini), и новые canonici regularеs начинают вытеснять прежних canonici saeculares, как их теперь называют. Среди canonici regularеs (или августинцев) особенно выделяются латеранские каноники и викторианцы, с XII в. к ним присоединяются премонстранцы, а с XIII в. – доминиканцы. Но остаются и старые капитулы, неудержимо идущие к своему упадку. Внутри капитулов установилось различие между полноправными и неполноправными членами. Первые (canonici capitularis) обладали правом голоса (votum in capitulo), определённым местом в хоре (алтаре) церкви (stallum in Choro) и обыкновенно (иначе они входили в разряд canonici supernumerali) ещё «пребендой», т.е. определённым содержанием из доходов капитула. Ниже этого разряда находились canonici junioris, или domicellares, – клирики, не получившие ещё пресвитерского сана или воспитывавшиеся в школе капитула и не обладавшие правом голоса. Иногда они стояли под надзором scholasticus, иногда нет (canonici in herbis), и с XIV в. с прекращение общей жизни последнее стало правилом: в капитуле жили только воспитываемые юноши (canonici junioris или capitularis, domicelli, domicellares, canonici in pulvere). Эпоха революции нанесла тяжёлый удар капитулам: уничтоженные секуляризацией 1803 г., они были восстановлены только внешне, утратив присущий их средневековым предшественникам характер церковно-политического института. Теперь canonici cafhedrаlis образуют автономные корпорации, решения которых подлежат утверждению епископа, и под его надзором они управляют своим имуществом и своими внутренними делами. Но они составляют сенат епископов, который во всех важных делах должен советоваться со своим капитулом (иногда достаточен «consilium» капитула, иногда нужен его «consensus»). Со смертью епископа к капитулу переходит унаследованная им от пресвитерии юрисдикционная власть епископа над диоцезом; однако он должен осуществлять её посредством особых им избираемых лиц, эконома и викария. В протестантских церквах капитулы являются только обладающими известным имуществом и обеспечивающими своим сочленам некоторый доход корпорациями.

 



 
PR-CY.ru