КАВАСИЛА Николай, Хамает

КАВАСИЛА Николай, Хамает (1320–1397/98 гг.) – византийский церковный и государственный деятель, богослов-мистик, литургист и оратор, философ и учёный-энциклопедист, в 1982 г. канонизирован Константинопольской православной церковью и Элладской православной церковью. Выходец из аристократического рода, представители которого играли важную роль в светской и духовной жизни Византии начиная с XI в. Мать Николая Кавасилы была сестрой трёх архиереев, из которых наиболее известен Нил Кавасила, архиепископ Фессалоникийский в 1361–1363 гг. и учитель своего племянника Николая. В 1335–1340 гг. Николай Кавасила в Константинополе изучал богословие, философию, астрономию и естественные науки. С юношеских лет, несмотря на диаметрально противоположные взгляды на жизнь, дружил с латинофилом Димитрием Кидонисом, который впоследствии стал государственным сановником и известным писателем. Уже с 1330 гг. Николай Кавасила принадлежал к исихастскому движению (к тому его крылу, родоначальником которого был Григорий Синаит), в рамках которого всю жизнь разрабатывал и обосновывал вариант «лаического» (светского, народного) исихазма, неразрывно связанного с его монашеской разновидностью общей целью и аскетическими методиками; его духовным наставником был Константинопольский патриарх Исидор Бухирас (1341–1349 гг.). С 1341 г. Николай Кавасила активно участвовал в политической и религиозной жизни Византии, служил при Константинопольской патриархии в должности сакеллария. На протяжении многих лет был другом и советником императора Иоанна VI Кантакузина (1341–1354 гг.). Во время политической распри между Иоанном V Палеологом и Иоанном VI Кантакузином, которая сопровождалась и войной, Николай Кавасила исполнял миссию посла, по поручению Иоанна VI Кантакузина и с разрешения патриарха Иоанна XIV (1334–1347 гг.). Когда Иоанн Кантакузин стал императором (1341–1355 гг.), он оказывал Николаю Кавасиле особое благоволение. В 1348 г. император поручил Николаю Кавасиле сопровождать новоизбранного фессалоникийского архиепископа Григория Паламу на его кафедру, но жители Фессалоник не приняли святителя, и Григорий Палама с Николаем Кавасилой около года после этого прожили на Афоне. После 1349 г. Николай Кавасила сосредоточил свою деятельность на церковной политике, в 1351 г. участвовал во Влахернском соборе, осудившем антипаламитов. Его авторитет среди придворных и богословов был весьма велик, в 1353 г. был одним из кандидатов на константинопольское патриаршество (при этом всю жизнь оставался мирянином), но Николай Кавасила отказался и всю жизнь оставался приверженцем лаического (мирского) аскетизма. После смерти дяди Нила Кавасилы занял архиепископскую кафедру в Фесалониках (Салоники).

 



 
PR-CY.ru