КАВАСИЛА Николай, Хамает - Страница 2

В 1360 гг. Николай Кавасила отошёл от активных занятий политикой и посвятил своё время написанию богословских трудов, которых исследователям известно больше полутора десятков, а также писем. Скончался в глубокой старости. После публичного диспута в 1355 г. между главным теоретиком исихазма Григорием Паламой и его оппонентом Никифором Григорой Николай Кавасила написал прославивший его псогос «Слово против нелепостей Григоры». Николаю Кавасиле принадлежит также пролог к выдающемуся полемическому трактату «Об исхождении Святого Духа», направленному против латинян, автором которого был его дядя и предшественник на кафедре фессалоникийского архиепископа – Нил Кавасила. Однако дарование Николая Кавасилы как богослова-мистика раскрылось, прежде всего, в трёх других его сочинениях. В трактате «О жизни во Христе» в семи главах (Словах) Николай Кавасила пишет об основах православной духовной жизни. Автор исходил из того, что христианин должен уже в этом телесном мире начинать жизнь, которая достигнет полного совершенства только после смерти. Эта жизнь заключается в единении со Христом, осуществляется при посредстве трёх великих таинств – крещения, которое дарует её, миропомазания, которое содействует духовному росту и развитию, и причащения, которое соединяет душу с воскресшим Христом. Исходя из мысли, что алтарь есть необходимое место для совершении таинств, Николай Кавасила переходит к рассмотрению его частей, говорит о его освящении и символическом значении. Посредством добродетелей, молитвы и созерцания сохраняется жизнь, которая и в этом мире достигает совершенства в приближении к Богу путём скорбей, по любви к Нему и радости. В содержании исследователи видят некоторую зависимость Николая Кавасилы от сочинений, известных под именем Дионисия Ареопагита, которого он только и называет в своём труде. Не менее значимыми исследователи считают его работы «Изъяснение Божественной литургии» и «Богородичные гомилии», в которых разъясняется символический смысл богослужебных действий и молитв, рассматривается возможность соединения человеческой воли с волей божественной на примере «лучшей Матери в человеческом роде», и тем самым обосновывается принципиальная разрешимость проблемы сообразности человеческой воли божественному замыслу. Особое внимание в трудах Николая Кавасилы уделялось христологической и мариологической (богородичной) проблематике. Николаю Кавасиле принадлежит и собрание бесед на Господские и Богородичные праздники, а также Похвальные слова в честь святых (в этих беседах Николай Кавасила проявил себя как выдающийся оратор). Он написал много разнообразных сочинений, в которых исследователи видят не только выдающиеся благочестие и богословское образование, но и литературно-риторический талант, что ставит его в один ряд с лучшими греческими церковными писателями средневековой эпохи.



 
PR-CY.ru