КОНСТАНТИН АКРОПОЛИТ - Страница 2

Эти произведения, по мнению исследователей, отличает высокая степень риторизации: классические аллюзии, обращения к читателю, аттические формы, усложнённый синтаксис, ритмизация. В то же время, по уверениям Константина Акрополита, в ряде случаев побудительным мотивом для создания метафраз были не только литературные соображения, но и личный религиозный опыт. Энкомий мученицы Феодосии Константинопольской, пострадавшей от рук иконоборцев в VIII в. (создан после 1301/1302 г.), написан после чудесного исцеления Константина Акрополита от хромоты, а энкомий мученику Варвару – после того как дочь Константина Акрополита благодаря миру святого избавилась от страшной болезни, угрожавшей её зрению. Похвала мученице Параскеве написана для монастыря, освящённого во имя этой святой. Обитель была основана матерью Константина Акрополита Евдокией (позже она была там похоронена). Единственное агиографическое сочинение Константина Акрополита, прославляющее святого недавнего прошлого, – «Похвальное слово Иоанну Новому Милостивому». До появления издания Иоанниса Полемиса считалось, что этот текст посвящён никейскому императору Иоанну III Дуке Ватацу. В действительности в энкомии речь идёт о другом святом XIII в., чьё почитание имело ограниченное распространение в окрестностях Никеи. Это произведение написано по просьбе неназванного учителя Константина Акрополита, в детстве чудесным образом исцелившегося от болезни глаз у гроба святого. Опубликованные Похвальные слова Константина Акрополита: святителю Афанасию, епископу Адрамиттийскому, мученику Варвару, императору Константину I Великому, великомученику Димитрию, праведному Евдокиму, святой Евфросинии Младшей (раньше считалось Похвальным словом преподобной Евфросинии Александрийской), мученикам Флору и Лавру, преподобному Герасиму Иорданскому, преподобному Иоанну Дамаскину, святому Иоанну Милостивому Новому, мученику Трипольскому Леонтию, святителю Митрофану I, епископу Константинопольскому, мученикам Никомидийским Аниките и Фотию, мученицы Феодосии Константинопольской, мученице Ореозиле, преподобной Фомаиде Лесбосской, священномученику Зотику Сиропитателю. Неопубликованные Похвальные слова Константина Акрополита: Евплу, священномученику Катанскому, Неофиту, мученику Никейскому, мученику Никифору, Пантелеимону, великомученику Никомидийскому, Прокопию, мученику Кесарийскому, преподобному Сампсону Странноприимцу, Феодоту, мученику Анкирскому, Епихарии, мучченице Римской, великомученику Георгию, апостолу Иоанну Богослову, великомученице Параскеве, преподобной Ирине, игуменье Хрисовалантской. В числе других религиозных сочинений Константина Акрополита исследователи называют неопубликованную повесть об образе Христа Антифонита, повесть о чуде великомученика Феодора Тирона, повесть о праотце Иосифе, речь на обновление храма Воскресения Христова, духовную поэзия (стихи к Пресвятой Богородице с именем автора в акростихе, стихи против сатаны). Светское литературное наследие Константина Акрополита включает басни, краткие риторические сочинения (сравнения, экфразы, философские зарисовки), два завещания, а также компилятивную хронику, охватывающую события римской и византийской истории до отвоевания Константинополя Михаилом VIII Палеологом в 1261 г.



 
PR-CY.ru