КОНСТАНТИН АКРОПОЛИТ

КОНСТАНТИН АКРОПОЛИТ (между 1250 и 1255 гг. – до мая 1324 г.) – византийский государственный деятель, писатель. Константин Акрополит, старший сын историка Георгия Акрополита, получил блестящее образование у ритора Мануила Оловола и Константинопольского патриарха Григория II Кипрского. В 1275/1276 г. женился на представительнице знатного рода Торников Марии Комнине Торникине, имел с ней в браке трёх дочерей и двух сыновей. Одна из дочерей Константина Акрополита, Феодора, вышла замуж за полководца Алексея Филантропена, другая – за Михаила Комнина, сына трапезундского императора Иоанна II Великого Комнина. В отличие от отца Константин Акрополит в 1274 г., после заключения Лионской унии, занял антиуниатскую позицию и был отдалён от двора, хотя прежде император Михаил VIII Палеолог благоволил к нему. Об осуждении Константином Акрополитом унии церквей исследователи судят по ремаркам в «Житии Иоанна Дамаскина», в которых автор уподобляет униатов иконоборцам VIII в. Однако через несколько лет положение Константина Акрополита упрочилось, в 1282–1294 гг. он был логофетом геникона. Вторая опала Константина Акрополита (в середине 1290 гг.) связана с поддержкой восстания Алексея Филантропена. В 1305/1306 – 1321 гг. Константин Акрополит был великим логофетом. Как и отец, был ктитором монастыря Воскресения Христова в Константинополе, который пришёл в упадок в годы латинского владычества. Важный источник для реконструкции биографии Константина Акрополита – коллекция писем, которая включает 196 посланий (письма 195 и 196 добавлены к основному корпусу позднее). Среди его корреспондентов исследователи называют патриарха Григория II Кипрского, учёных Никифора Хумна, Георгия Пахимера, Иосифа Ракендита, Феодора Иртакина, Мануила Мосхопула, Мануила Оловола, Феодору Раулену. Исследователи отмечают, что письма Константина Акрополита содержат ценные сведения о литератрных вкусах эпохи: в 90-м послании он жёстко критиковал сатирический диалог XII в. «Тимарион» за неподобающий стиль и богохульное содержание. Изображение Константина Акрополита и его жены сохранилось на иконе Богородицы «Одигитрия», созданной по их заказу и хранящейся ныне в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Корпус сочинений Константина Акрополита обширен и представлен как светскими, так и религиозными произведениями, многие из них остаются неопубликованными. По словам Константина Акрополита, всё его литературное наследие было собрано им самим в три тома: первые два включали прозаические, третий – поэтические произведения. Автографы первого и второго томов, созданные под руководством Константина Акрополита, сохранились, в то время как третий том утрачен. Наибольшей ценностью, по мнению исследователей, обладают агиографические сочинения Константина Акрополита. Большая их часть (28 из 29) принадлежит к популярному в палеологовскую эпоху жанру метафраз, стилистических переработок ранних памятников (нередко относящихся к метафрастовскому минологическому собранию X в.), больше не удовлетворявших эстетические запросы образованной публики (отсюда частое определение Константина Акрополита «новый Метафраст»).

 



 
PR-CY.ru