КЭПРИАНА - Страница 2

Окна с прямоугольным обрамлением сильно вытянуты по вертикали (2,5×0,8 м) и забраны ажурными, ромбовидного рисунка коваными решётками. В камне выполнены контрфорсы, аркатура из плоских ниш и пилястры во внешнем декоре, стрельчатые готические профили цоколя. Лаконичная композиция объёмов церкви и монументальность достигаются чёткой планировкой, пропорциональным строем, контрастом вертикальных призматических завершений и полукруглых оснований. Первоначальный декор на древней части здания расположен в два яруса: это – плоские продолговатые ниши-фириды, а также «окницы» – небольшие арочные малозаглубленные ниши, образующие фриз (выполнен из кирпича), расположенные в один или два яруса над фиридами. Подобные формы были широко известны исследователям в балкано-византийской архитектуре ХI–ХV вв. Особенностью собора Кэприана (как и многих молдавских церквей) согласно византийской традиции, исследователи называют приём декорирования рельефными аркатурами по всей высоте здания, а не только на апсидах. Ярусная система сводов, расположенных под углом 45° друг к другу, подчёркивает конструктивную основу здания. Развитая конструкция перекрытий с опорой подпружных арок на монолитные консоли, выходящие из стен, свидетельствует об опыте мастеров и зодчих по возведению «молдавского свода». Натурные обследования и обмеры позволили исследователям выявить, что летний Успенский собор Кэприана (как и все молдавские православные трёхапсидные церкви ХV–ХVI вв.) имеет специфическую структуру, включающую алтарь, наос, усыпальницу (отделение между наосом и пронаосом длиной 3,38 м без толщины стен), пронаос (помещение, которое следует за наосом с западной стороны, отгороженное от наоса стеной с центральным входом в виде большой полукруглой арки) и нартекс (притвор). Длина всего здания составляет 31,5 м, ширина – 7,5 м, в апсидной части – 13,9 м. Высота собора в купольной части достигает 24,9 м, диаметр центрального купола – 6,28 м. Успенский собор Кэприана исследователи относятя к числу зданий-триконхов с куполом над наосом, как, например, собор в Нямецком монастыре (конец XV в.), где между наосом и пронаосом находится помещение усыпальницы; их планы также почти полностью совпадают. В архитектуре собора в честь Успения Пресвятой Богородицы применены аналогично румынским церквам та же конструктивная система арок, опирающихся на консоли, «молдавский свод», декоративная обработка стен фасада в виде неглубоких ниш-фирид, характерные элементы профиля в цоколях контрфорсов. Зимняя Георгиевская церковь (1840 г.) – трёхчастная в плане, с юга и севера к ней примыкают одноэтажные кельи. Невысокое однонефное, трёхчастное в плане здание принадлежит к «молдавскому стилю». Храм имеет сводчатые перекрытия под общей с кельями скатной кровлей; его кровля чуть выше основной, с крестами по коньку. Это небольшое сооружение выделяют трапециевидные контрфорсы в алтарной части, а также полукружие апсиды и кресты. Живописные силуэты, расчленённые массы архитектурных объёмов, характерный для молдавского зодчества декор и планово-пространственная структура позволяют исследователям отнести оба храма Кэприана к лучшим произведениям молдавской архитектуры ХIX в. Строительство нового собора во имя великомученика Георгия (1903 г.) на месте бывшей церкви Вознесения Пресвятой Богородицы внесло изменения в планировку монастыря. Крупный объём здания расположен на более высокой террасе, асимметричен существующему комплексу. Самостоятельное композиционное ядро, созданное вокруг нового собора, впоследствии не получило развития.



 
PR-CY.ru