КЭПРИАНА

КЭПРИАНА – в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь, Православная церковь Молдовы, Кишинёвская епархия, расположен в селе Кэприана района Стрэшень Республики Молдова, в 40 км к северо-западу от Кишинёва. Кэприана был основан в начале XV в. при молдавском господаре Александру Добром и перестроен при господаре св. Стефане Великом (1457–1504 гг.). Первые монастырские здания были из дерева. В 1545 г. началось возведение большой каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы. После землетрясения 1820 г. монастырь был восстановлен. Основу монастырского ансамбля составляют три церкви: Успения Пресвятой Богородицы, великомученика Георгия Победоносца и Николая Чудотворца. Последние две церкви были возведены в XIX – начале ХХ вв. В монастыре есть также ряд других построек. В 1689 г. будущий молдавский господарь Антиох Кантемир приписал обитель Зографскому монастырю на Святой Горе Афон. Кэприана играл большую роль в церковной жизни Молдавии. Некоторое время здесь находилась резиденция молдавского митрополита, была также богатая монастырская библиотека. После присоединения Бессарабии к России в 1812 г. Кэприана был самым крупным монастырём этого края, о чём митрополит Кишинёвский Гавриил (Банулеску-Бодони) писал обер-прокурору Синода князю Александру Николаевичу Голицыну. По ходатайству митрополита монастырь Кэприана был приписан к Кишинёвскому архиерейскому дому, и в нём (как и в других бессарабских монастырях) были введены начала общежития. В 1947 г. в монастырских строениях разместили санаторий, а в 1962 г. монастырь был официально закрыт. Кэприана вновь стал действующим в 1989 г. За эти годы в нём были произведены значительные реставрационные работы. В монастыре похоронен митрополит Кишинёвский Гавриил (Банулеску-Бодони; 1821 г.). Архитектурный комплекс монастыря имеет замкнутую структуру плана. В центре большой площади расположен Успенский собор, служащий летней церковью. Собор Кэприана упоминается уже в 1470 г. (во время правления господаря Стефана Великого), в 1545 г. его каменное здание было сооружено на средства и по заказу молдавского господаря Петру Рареша. Оно сильно пострадало от землетрясения 1820 г., но сохранились апсиды с конхами, почти полностью остались в первоначальном состоянии план церкви, свод усыпальницы, а также декор в виде двухъярусного фриза из рельефных аркатурных ниш, характерных для молдавского зодчества. При митрополите Гаврииле (Банулеску-Бодони) между 1819 и 1820 гг. храм восстановили, сохранив его древнюю трёхконховую структуру. В надписи на могиле архимандрита Гавриила (Андрианополиса), находящейся во дворе монастыря, он упоминается как «архитектор в переделке церкви Каприяновского монастыря». При нём были восстановлены стены, крупный восьмигранный барабан и колокольня, имеющая девять колоколов, один из которых был отлит здесь же, в монастыре. Архитектура Успенского собора принадлежит к «молдавскому стилю»: высокий вертикально устремлённый силуэт, план в форме трилистника, чёткая структура трёхчастного деления (алтарь – наос, усыпальница – пронаос, притвор), стены с контрфорсами, тип «молдавского свода», декор фасада с лопатками-пилястрами и аркатурными нишами. В качестве строительного материала для стен применён красный кирпич, а для декора – белые аппликативные детали из камня-ракушечника (чередующиеся ряды плоских арочных ниш), – традиционный приём молдавских строителей и зодчих XV–XVI вв.

 



 
PR-CY.ru