КИПРИАН - Страница 3

В этот список входили архиепископ, митрополиты, игумены и проигумены монастырей и другие представители духовенства, знатные и влиятельные греки, старосты сельских общин. Османское правительство одобрило эту инициативу, а также экспроприацию имущества казнённых и продажу в рабство их жён и детей. Указанные в списке греки-киприоты были приглашены в Никосию, а частные лица, которые не присутствовали на собраниях, были арестованы 12 июня в церквах по месту жительства во время воскресной службы. Из 486 человек удалось схватить и заключить в тюрьму 470. В начале июля 1821 г. турками был схвачен пастух Хадзи-Петрос, который нёс Киприану письмо «Дружеского общества». По словам современников, Киприан осознавал, что дни его сочтены (об этом, например, свидетельствует английский писатель Джон Карн, посетивший его за несколько дней до казни), но, несмотря на грозящую ему опасность, архиепископ не укрылся в консульствах европейских держав, желая «поддерживать свой народ до конца и принести себя в жертву за него». Вскоре Киприан был схвачен по приказу наместника Кючюк-Мехмета, который трижды предлагал даровать ему жизнь, если тот отречётся от христианской веры. В ответ Киприан обличил жестокость и несправедливость турецкого наместника. 9 июля 1821 г. Киприан был повешен на тутовом дереве на площади перед входом в сераль. Вместе с ним были казнены Пафосский, Китийский и Киринийский митрополиты, которым отсекли головы. Тело Киприана также обезглавили, и головы иерархов были отосланы султану. В этот день было казнено 470 знатных киприотов, в том числе два брата Киприана – эконом архиепископии Хадзи-Савва и протосинкелл Лаврентий. Тела Киприана и других убиенных были погребены за алтарём церкви Пресвятой Богородицы Фанеромени в Никосии. После перестройки церкви в 1873 г. мощи Киприана были помещены в каменной гробнице под алтарём, а в 1930 г. был сооружён мраморный мавзолей рядом с храмом, куда перенесли останки этномартиров (дословно «мучеников за нацию»). Киприан почитался в народе не только как этномартир, но и как священномученик. В 1936 г. народный поэт Хадзиадамос Христофору составил службу в честь Киприана и других мученически скончавшихся в 1821 г. В 1961 г. архимандрит Фотий (Константинидис) передал в Священный Синод Кипрской православной церкви обоснование почитания Киприана в качестве святого. Запрос о канонизации Киприана был направлен в 1972 г. архимандритом Леонтием (Хадзикостасом). В феврале 1984, в феврале 1993 и в августе 2001 г. вопрос о причислении к лику святых Киприана и других убиенных в 1821 г. рассматривался Священным Синодом. В июле 2007 г. Кипрский архиепископ Хризостом II поручил Лидрскому епископу и махерасскому игумену Епифанию собрать материалы, обосновывающие канонизацию Киприана. Сбор документов был завершён в июле 2009 г.



 
PR-CY.ru