КРАСОВСКИЙ Михаил Витольдович - Страница 2

Описывая христианские храмы славян, М.В. Красовский отмечал и присутствие византийского влияния, и взаимообогащение традиций деревянного и каменного зодчества. Также обращал внимание на самобытность раннего славянского деревянного зодчества и непрерывность его развития. Труд М.В. Красовского содержит сведения по жилым и общественным постройкам, казённым зданиям, царским хоромам, фортификационным сооружениям, оградам и воротам монастырей и погостов, надгробным сооружениям, придорожным крестам и часовням. В деревянном зодчестве северных и центральных регионов России М.В. Красовский выделял клетские, шатровые, многошатровые, пятиглавые, многоверхие, многоярусные церкви. Храмы Малороссии разделил на три группы в зависимости от их планировки: состоящие из трёх или четырёх срубов, выстроенных в линию; несколько срубов, образующих форму креста; девятисрубные постройки. По количеству венчающих глав это могли быть одноверхие, трёхверхие, пятиверхие и многоверхие церкви. Особый раздел книги посвящён типам колоколен, среди которых автор выделяет северные, центрально-русские, южные и колокольни Карпатской Руси. Одновременно с преподаванием и активным изучением древнерусского зодчества М.В. Красовский занимался практической строительной деятельностью. С 1903 по 1917 гг. занимал должность архитектора в петербургской конторе графа Сергея Дмитриевича Шереметева, руководил работами в его Фонтанном доме в Санкт-Петербурге, работал в подмосковных усадьбах: Михайловском (1906–1913 гг.), Чиркине (1906 г.), Плёскове (1907–1908 гг.), Тихани (1906 г.), Остафьеве (1908 г.), Кускове (1909–1912 гг.). В 1914–1916 гг. М.В. Красовский и гражданский инженер Иван Васильевич Экскузович строили торговый дом Шереметева (Шереметевский пассаж; Санкт-Петербург, Литейный проспект, д. 53, реконструирован в 1930 г.) на территории городской усадьбы. Тогда же по проекту М.В. Красовского было построено здание Комитета попечительства о русской иконописи в Санкт-Петербурге (ул. Маяковского, д. 27). Основная храмовая постройка М.В. Красовского – деревянная церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери в посёлке Вырица под Санкт-Петербургом (1913–1914 гг.; совместно с гражданским инженером Владимиром Петровичем Апышковым). Церковь возводилась к 300-летию Дома Романовых на средства местного братства (создано в 1912 г.), совет которого активно участвовал в обсуждении вопросов строительства. На конкурс были представлены пять архитектурных проектов, среди которых выделялся вариант М.В. Красовского и В.П. Апышкова благодаря обращению к стилю древнерусского зодчества. Проект архитекторы предваряли запиской, в которой обосновывали выбранный для строительства архитектурный стиль. По их мнению, «реформы Петра Великого сравняли культуру древней Руси с культурой… государств Западной Европы, одновременно с этим стремились уничтожить всё самобытное, отмеченное печатью русского народного вкуса», что привело к потере своеобразия в архитектуре, в том числе церковной. Стилистические изменения в особенности отразились на деревянном строительстве, которое стало подражать каменному; в итоге утратились различия между церковными зданиями и жилыми постройками. Авторы проекта приветствовали возрождение интереса к национальным традициям и выбрали для строительства стиль олонецких и вологодских церквей XVI–XVII вв. как наиболее близкий русскому народу.

 



 
PR-CY.ru