КОСМА ИНДИКОПЛОВ - Страница 3

Несмотря на спорные теоретические положения трактата, труд Космы Индикоплова содержит большое число уникальных сведений о странах, подробности его путешествий. Его заслугу как географа исследователи видят в том, что он впервые представил довольно подробное описание побережий и морей бассейна Индийского океана, в деталях превосходившее географические своды Птолемея и других античных авторов. Книга Космы Индикоплова была популярной в Средние века на христианском Востоке, в Византии и славянском мире, повлияла на господствовавшие в то время бытовые представления о плоской Земле. Впрочем, труд Космы Индикоплова исследователи не могут считать самым авторитетным средневековым сочинением в области космографии. Его космологические представления могли восприниматься многими богословами и учёными как примитивные, а использование им Священного Писания недостаточным. У теории шарообразности Земли в позднеантичную эпоху и в Византии было немало сторонников, что признавал и Косма Индикоплов. В середине VI в. научные взгляды отстаивал византийский писатель Иоанн Филопон из Александрии, автор трактата «Экзегеза на космогонию Моисея», который стремился сочетать сведения из Ветхого Завета с трудами античных учёных. Константинопольский патриарх Фотий I в «Библиотеке» (IX в.) характеризовал труд Космы Индикоплова как мифические рассказы, наполненные странностями. Книга Космы Индикоплова была переведена в Древней Руси не позже XIV в. (вероятно, в домонгольский период). В древнерусской традиции сохранилось больше 90 списков «Христианской топографии» (полного текста и отрывков), часть из них была богато иллюстрирована. Иконографическая традиция этого трактата на Руси подробно изучена Егором Кузьмичом Рединым. Но основные проблемы источниковедческого и филологического исследования бытования «Христианской топографии» в Древней Руси (история текста, время его перевода, сопоставление с греческой традицией) остаются нерешёнными. В южнославянских странах исследователям известен лишь один список «Христианской топографии» – первой половины XVII в. (по мнению Ватрослава Викентьевича Ягича, он является копией с одного из древнерусских списков). Сочинение Космы Индикоплова сохранилось в трёх греческих рукописях, которые находятся в Ватикане (конец IX в.), в монастыре великомученицы Екатерины на Синае (XI в.) и в библиотеке Лауренциана во Флоренции (XI в.). Фрагменты этого сочинения были также включены в иллюстрированный Физиолог из Евангелической школы в Смирне конца XI в., погибший во время пожара в 1922 г. Некоторые рукописи Псалтири и Четвероевангелия содержат в качестве предисловий небольшие фрагменты пятой главы «Христианской топографии» без иллюстраций. Ватиканская рукопись содержит первые десять книг и оглавление в начале текста, написанное той же рукой, что и сам текст. В синайской и во флорентийской рукописях 12 книг, но две последние были, по мнению исследователей, добавлены позднее, возможно, при посмертном переиздании сочинения Космы Индикоплова. Именно в расширенной редакции читал эту топографию Фотий I. Только из флорентийского списка исследователям известно имя автора.

 



 
PR-CY.ru