КОСМА ИНДИКОПЛОВ - Страница 2

Первая глава посвящена изложению основных теоретических тезисов, которые Косма Индикоплов сформулированы уже в подзаголовке: «Против тех, кто, стремясь быть христианами, подобно внешним [язычникам], называют и считают мир шарообразным». Главы 2–5 посвящены рассуждениям о тех местах в Священном Писании, которые, по мнению Космы Индикоплова, указывают на строение плоской Земли. Структуру Земли он изобразил в виде плоского и продолговатого с запада на восток прямоугольника, в середине которого находится «земная твердь» (т.е. континент), омываемая Мировым океаном. Солнце вечером скрывается за конусообразной горой на севере, ночью движется позади неё к востоку, чтобы утром взойти вновь. Вверху расположена небесная твердь, над которой находится рай, и где берут начало все крупнейшие реки. Мир по форме напоминает ларец или сундук. Свои суждения Косма Индикоплов основывал на буквальном прочтении некоторых мест Священного Писания, где упоминаются «края», «концы» или «углы» земли (например, Иов. 37:3; Ис. 11:12; 41:8–9; Иез. 41:8–9; Дан. 4:8; Откр. 7:1; 20:8). В толковании псалмов у Космы Индикоплова исследователи усматривают влияние Феодора Мопсуестийского. В главе 6 он рассматривает размеры Солнца и определяет его пути над землёй. Глава 7 представляет собой ответное послание некоему Афанасию; в ней Косма Индикоплов определяет протяжённость небесной тверди и доказывает её нерушимость. В главе 8 показывает возможность ночного возвращения Солнца на восток, в девятой главе разбирает строение и положение звёзд, движение зодиакальных созвездий. Глава 10 посвящена анализу мнений некоторых отцов церкви, преимущественно Антиохийской богословской школы, подтверждавших теорию плоской Земли. Большинство приводимых им цитат из творений святителей Афанасия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др. содержат лишь аллегорические или метафорические высказывания о небесах и земле, которые Косма Индикоплов понимает буквально. Он подробно разбирает историю шестидневного Сотворения мира; его комментарии основаны на воззрениях епископа Севериана Габальского, который указывал на присутствие в мироздании небесной и земной тверди. Главу 11 исследователи считают наиболее ценной как географическое сочинение. В ней представлено описание животного мира Индии, а также подробный рассказ об острове Тапробана (Шри-Ланка) и о западном побережье Индии. В главе 12 автор возвращается к теоретическим рассуждениям, критикует древних авторов Манефона, Бероса и др., показывая их зависимость от книг Моисея и других пророков в тех случаях, когда их мнение может быть принято.

 



 
PR-CY.ru