КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 2

Род Григория Семёновича, как и другие представители неревского боярства, был связан с Варлаамиевым Хутынским в честь Преображения Господня монастырём. Хутынский игумен Василий был духовным отцом Марфы, «послухом» (свидетелем) при составлении завещания боярыни, внук Григория Семёновича Андрей Савельевич пожаловал Хутынскому монастырю при игумене Василии земли и угодья в Обонежье и в Заволочье (Грамоты Великого Новгорода и Пскова). Благословение на создание Корельский монастырь, учитывая время составления духовной Марфы, мог дать архиепископ Новгородский Иоанн (Стухин; 1389–1415 гг.), бывший игумен Хутынской обители. Исследователи полагают, что именно из Хутынского монастыря по благословению игумена Василия, откликнувшегося на прошение Марфы, прибыли первые насельники Корельского монастыря, в том числе и преподобный Евфимий Корельский, который, по «Книге, глаголемой Описание о российских святых» (известна исследователям в списках конца XVII – XVIII вв.), был «началник (т.е. основатель) монастыря Корельскаго, иже бысть на Двине реце». Впрочем, учитывая позднейший характер источника, у исследователей есть основания для сомнения, что он был реальным историческим лицом, а не был отождествлён с преподобным Евфимием Архангелогородским. О Евфимии Корельском в «Описании...» говорится, что он был «архангельский чудотворец»; тем не менее, установление имени Евфимия Архангелогородского после обретения его мощей могло быть следствием существования предания в середине XVII в. о преподобном Евфимии, основавшем свой монастырь в Подвинье. Согласно позднейшему преданию, которое отразилось в «Сказании о святых праведных Антонии и Феликсе Карельских» (Исторический музей, XVIII в.), «Описанию о российских святых» (конец XVII – XVIII вв.) и иконописным подлинникам XVII–XVIII вв., во время одного из торговых плаваний по Белому морю Антоний и Феликс потерпели кораблекрушение и утонули, их тела были выброшены на берег и погребены в устье Северной Двины. Однако реальные обстоятельства кончины Антония и Феликса могли быть иными, учитывая известные по летописанию исторические обстоятельства, связанные с борьбой Великого Новгорода и Великого княжества Московского за Двинскую землю в конце XIV – начале XV вв. В 1398 г. по благословению архиепископа Иоанна (Стухина) состоялся поход новгородской рати в Подвинье (Заволочье), население которого годом ранее перешло под власть великого князя Московского Василия I Дмитриевича, причём земельные владения новгородских бояр были конфискованы и поделены между двинскими воеводами-изменниками. Поход закончился для Новгорода успешно, и Подвинье вернулось в состав Новгородской земли (Новгородская первая летопись). В 1401 г., в Петров день, двинские бояре и московская рать внезапно напали на Двинскую землю (взяли «на щит без вести»), нарушив крестоцелование (мирный договор с Новгородом 1398 г.); «крестиан повешали, а иных посекли, а животы их и товар поимали» (Новгородская первая летопись).

 



 
PR-CY.ru