КОЗЛОВСКИЙ Осип (Юзеф, Йозеф, Иосиф) Антонович - Страница 4

Заупокойная месса написана для солистов, смешанного хора, симфонического оркестра, рогового оркестра и органа; её тональность исследователи считают весьма красноречивой для эпохи раннего романтизма – ми бемоль минор (звуковая концентрация траурных образов). Реквием неоднократно исполнялся в России, Германии и Польше: в 1804 г. – в Санкт-Петербурге на похоронах скрипача и капельмейстера императорского придворного оркестра Ивана Мане (Джованни Мане) Ярновича, друга юности О.А. Козловского, в 1814 г. – в Познани во время траурной службы по князю Юзефу Антони Понятовскому, в 1818 г. – в Кременце (Кшеменце) во время траурных торжеств, посвящённых памяти Тадеуша Анджея Бонавентура Костюшко, в 1824 г. – в Варшаве на траурной мессе по принцу Конде (дирижировал Юзеф Эльснер, учитель Фридерика Шопена). В конце жизни О.А. Козловский переработал сочинение, назвав его «Messe funèbre» («Заупокойная месса»). Этот вариант предполагался для панихиды по императору Александру I (носившему титул монарха Королевства Польского) и был исполнен 7 апреля 1826 г. в католическом костёле в Варшаве. «Te Deum» для двух хоров и большого оркестра был сочинён О.А. Козловским «по случаю всеобщего мира» с Францией в 1814 г. (о первом исполнении информации не сохранилось; в 1826 г. он прозвучал на коронации Николая I). Помимо двух масштабных произведений ораториального плана О.А. Козловскому принадлежит кантата «Слава Петру I» на текст Петра Матвеевича Карабанова, исполненная в Санкт-Петербурге в годовщину смерти графа Г.А. Потёмкина (музыка не сохранилась). Самым известным произведением О.А. Козловского долгое время оставался полонез с хором «Гром победы раздавайся», до 1816 г. являвшийся неофициальным гимном Российской империи. До настоящего времени не обнаружен портрет О.А. Козловского. Приписываемое ему изображение (голова с седыми волосами, повёрнутая влево, на шее чёрный платок-галстук) на фсамом деле принадлежит дипломату, действительному статскому советнику князю Петру Борисовичу Козловскому (1783–1840 гг.), незаурядному поэту-дилетанту, другу французского короля Луи Филиппа. О внешности О.А. Козловского сохранились следующие сведения: «…Был невысокого роста, с худощавым, изрытым оспой лицом и белокурыми с проседью волосами; говорил на “о”» (по воспоминаниям воспитанницы театрального училища: «Картинки прошлого: Записки русской артистки // Музыкальный и театральный вестник. 1857 г.). В некрологе, предположительно принадлежащем перу Фаддею Венедиктовичу Булгарина, сказано, что О.А. Козловский «был человек добрый, тихий, постоянный в дружеских связях, и оставил после себя хорошую память». К замечанию композитора и музыковеда Бориса Владимировича Асафьева, что творчество О.А. Козловского принадлежит четырём царствованиям (Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I), профессор Московской консерватории Юрий Александрович Фортунатов добавил, что у композитора можно проследить черты и четырёх стилей – барокко, классицизма, сентиментализма и романтизма. Яркой стороной искусства композитора исследователи считают сферу трагического, которая проявляется в театральной музыке, в «Реквиеме» и в хоровом концерте «Плачу и рыдаю». В биографии О.А. Козловского по-прежнему много неясного, многие из его сочинений утеряны. В целом его музыкальное наследие свидетельствует о том, что он – один из самых значительных и драматических композиторов доглинкинской эпохи.



 
PR-CY.ru