КОНТ Огюст - Страница 31

В 1860–1870 гг. идеи позитивизма были постоянным предметом обсуждения в русской философской литературе и публицистике (при этом нередко Огюст Конт воспринимался идеализированно и упрощённо, как апостол новой науки и основанных на ней общественных реформ, как враг догматизма, метафизики и теологии). Строго следовавшими учению Огюста Конта и разделявшими все его воззрения русскими позитивистами исследователи лишь Григория Николаевича Вырубова (1843–1913 гг.), жившего в Париже, и Евгения Валентиновича Де Роберти (1843–1915 гг.); оба тесно сотрудничали с Эмилем Литтре и публиковали сочинения как на русском, так и на французском языках. К числу представителей русского позитивизма в широком смысле исследователи относят философов Петра Лавровича Лаврова (1823–1900 гг.), Николая Константиновича Михайловского (1842–1904 гг.), Владимира Викторовича Лесевича (1837–1905 гг.), Матвея Михайловича Троицкого (1835–1899 гг.), Николая Яковлевича Грота (1852–1899 гг.), учёных Илью Ильича Мечникова (1845–1916 гг.), Владимира Ивановича Вернадского (1863–1945 гг.) и др. Объединяющим принципом позитивистского направления в русской философии было восходящее к Огюсту Конту представление о единой природе философско-научного знания, характеризующееся тремя основными чертами: 1) убеждённостью в универсальности научного метода и рационалистической уверенностью в доступности всех сфер бытия для научного исследования; 2) признанием относительности всякого знания и его постоянной эволюции; 3) отвержением значения для философии и науки метафизических и религиозных идей. Заимствуя у Огюста Конта общие принципы, русские позитивисты, однако, нередко критически оценивали его систему в целом и отвергали её существенные элементы, смешивая идеи Огюста Конта с построениями Джона Милля и Герберта Спенсера, с принципами критической философии Иммануила Канта и его последователей, с европейскими психологическими теориями, с концепциями эмпиризма (эмпириокритицизма) и материализма. Созданная Огюстом Контом «религия человечества» и связанные с ней социально-политические идеи популярностью среди русских позитивистов не пользовались и в их публикациях почти не обсуждались. Об отсутствии серьёзного интереса к сочинениям Огюста Конта даже среди позитивистов свидетельствует неудача масштабного проекта издания полного перевода «Курса позитивной философии» с комментариями ведущих русских учёных; в 1900–1901 гг. были выпущены лишь первый том (общее введение и философия математики) и вторая часть второго тома (философия физики). При этом приглашённый в качестве редактора русский физик Орест Данилович Хвольсон (1852–1934 гг.) в ценных примечаниях к второму тому продемонстрировал наивность и несостоятельность как некоторых конкретных мнений Огюста Конта о развитии и содержании физики, так и слабость его общей научной методологии, заключив, что философия Огюста Конта «сводится к отрицанию всякой возможности применения истинно философского мышления в вопросах научных».

 



 
PR-CY.ru