КОВЧЕГ АРХИЕПИСКОПА ДИОНИСИЯ СУЗДАЛЬСКОГО - Страница 3

Части от вложенных в него святынь были переданы в центральные города, Суздаль и Городец, для создания реликвариев, а также стали личными семейными святынями представителей суздальской княжеской семьи, из числа которых сохранились ковчеги-мощевики княгини Марии (1409/1410 г.), жены князя Даниила Борисовича Суздальского, и их сына, князя Ивана Даниловича (1413/1414 г.; оба мощевика ныне – Государственные музеи Московского Кремля). Ковчег восходит к так называемым дискообразным западноевропейским реликвариям романского и раннеготического времени, для которых также типична форма квадрифолия. Размещение мощей в окошечках, применение техники цветной эмали по оброну, зародившейся в Италии и широко распространённой в европейском искусстве XIV в., также указывают на западноевропейские образцы. Крестообразная форма находит соответствие в подборе Страстных святынь, а также в надписях, цитирующих тексты богослужений Страстной седмицы. Мнения о месте изготовления ковчега менялись. Алексей Иванович Некрасов считал его произведением мастеров Константинополя. Мария Михайловна Постникова-Лосева и Фёдор Яковлевич Мишуков отнесли его к памятникам Владимиро-Суздальской земли, датируя XIV в. лишь центральный квадрат, а полукружия – XVI–XVII вв. Б.А. Рыбаков отмечал отсутствие новгородизмов в надписи. Татьяна Васильевна Николаева, сопоставляя художественные особенности изображений с фресками Успенской церкви на Волотовом поле и новгородскими иконами XIV в., доказала одновременность создания лицевой стороны ковчега. Она считала также, что технологические особенности исполнения (чёрная эмаль и сканый орнамент) указывают на то, что ковчег мог быть изготовлен в Новгороде во время поездки туда архиепископа Дионисия. Наталья Андреевна Маясова согласилась с мнением М.М. Постниковой-Лосевой и Б.А. Рыбакова. Ирина Анатольевна Стерлигова сосредоточила внимание на анализе формы, поиске аналогичных по типологии и технологии реликвариев, а также на вкладной надписи, изучении исторических обстоятельств, круга лиц, благодаря усилиям и по воле которых был создан этот ковчег. Она предприняла попытку реконструировать первоначальный художественный облик мощевика, для которого было характерно почти монохромное исполнение гравированных рельефов на металле и надписей. И.А. Стерлигова также предположила, что реликварий был создан в Нижнем Новгороде при участии не менее пяти мастеров-ювелиров разных специальностей, а стиль резных композиций позволяет чётко различить работу двух художников-ювелиров, один из которых владел приёмами константинопольской художественной культуры последней четверти XIV в., а стиль другого близок к стилю русских памятников той же эпохи.



 
PR-CY.ru