КИРИЛЛ - Страница 10

Таким образом., цикл огласительных поучений Кирилла представляет собой не богословский трактат, а стенограмму его устных наставлений, произнесённых в какой-то год его епископского служения в Иерусалиме (многочисленные указания на место произнесения присутствуют как в преамбулах, так и в самих поучениях). Это, впрочем, не исключает того, что расшифровка стенограммы могла редактироваться автором. Точный год произнесения поучений исследователям неизвестен, но его можно примерно вычислить на основе содержащихся в них хронологических упоминаний – 350 или 351 г. В предварительном поучении (прокатехизисе) Кирилл призывает слушателей отнестись к предстоящему циклу наставлений и принятию таинства крещения со всей серьёзностью, используя в качестве одной из воспитательных мер для этого требование соблюдать disciplina arcane. Оглашаемым сообщаются сведения о порядке проведения предстоящих бесед, которые им предписывается неопустительно посещать, и совершения над ними экзорцизмов. В первом поучении отчасти повторяется сказанное в прокатехизисе, а также делается акцент на необходимости раскаяния и исповедания грехов для желающих вступить в церковь. Второе поучение посвящено тому, что такое зло и грех, как появилось зло – в результате падения архангела, ставшего сатаной и дьяволом, как грех действует в человеке, и что такое покаяние. В третьем поучении раскрывается неразрывная связь крещения Христа, Сына Божия, в Иордане с христианским таинством крещения, которое преподаётся уверовавшим для получения ими прощения грехов, спасения и усыновления Богу. Четвёртое поучение – о том, что истинное почитание Бога заключается в совершении добрых дел и в следовании главным истинам веры – «догматам»: 1) о едином и единственном Боге, Творце всего и Отце единородного Сына; 2) о Сыне Божьем, Который «вместе с Отцом царствует и всё творит по воле Отца, не умаляясь… в достоинстве Божественном»; 3) о воплощении Сына Божия от Девы и Его истинном человечестве: «Два естества имел Христос – Он был человек, поскольку был видим, и вместе Бог невидимый…, действительно умер, как человек, а четырёхдневного [Лазаря] воскресил, как Бог…»; 4) о крестной смерти Сына Божия за грехи людей; 5, 6 и 7) о погребении, воскресении и вознесении Христа; 8) о Его Втором Пришествии, всеобщем Суде и наступлении Царствия Небесного; 9) о Святом Духе, Который есть «единый, нераздельный, многомощный, многодейственный…, Который действовал в Законе и пророках, Который и ныне во время [таинства] крещения запечатлевает... душу», Который «равной славой Божества почтён с Отцом и Сыном»; 10 и 11) о человеческой природе, состоящей из души и тела, о бессмертии души и о достоинстве тела, а также о превосходстве девства над браком, что, однако, не означает, что брак «по закону» (в том числе и второбрачие) – бесчестен; 12) о соблюдении поста, отвращении от идоложертвенной пищи и отказе от излишества в одежде; 13) о воскресении мёртвых; 14) о покаянии и крещении; 15) о каноне книг Священного Писания (канон Ветхого Завета у Кирилла в целом совпадает с масоретским, а в число книг Нового Завета он не включает «Апокалипсис»). Пятое поучение – о вере; в конце него оглашаемым передавался символ веры, текст которого не процитирован в «Поучении…» в силу disciplina arcani. Шестое – о Боге вообще, о православном и еретических учениях о Нём, включает сведения о гностицизме и подробный обзор манихейства.

 



 
PR-CY.ru