КОНСТАНТИН - Страница 5

В актах Собора сохранились материалы «дознания» по делу Константина. Антипапу спросили, «каким образом, будучи мирянином, он посмел захватить апостольский престол и совершить в церкви Божьей такое беззаконное новшество» («cur praesumpsisset apostolicam sedem laicus existens invadere et talem iniquae novitatis errorem in ecclesia Dei perpetrare»). Ответив, что он «претерпел насилие от народа, наскоро был избран папой и приведён в Латеранский дворец из-за обид и ущерба, нанесённых римскому народу господином папой Павлом» («vim se a populo pertulisse et brachio fuisset electus atque coactus in Lateranensi patriarchium deductus, propter grabamina ac praeiudicia illa, quae Romano populo ingesserat domnus Paulus papa»), антипапа бросился на землю и просил Собор о милосердии. Исследователи полагают, что ответ Константина мог привести к нежелательному для Христофора и его сторонников обсуждению политики Павла I, поэтому заседание было прервано. На следующий день Константина обвинили в нарушении канонов, но антипапа ответил, что «не сотворил ничего нового», приведя примеры избрания на архиепископские кафедры мирян Сергия в Равенне (744–769 гг.) и Стефана II в Неаполе (766–799 гг.). Клирики, «воспламенённые ревностью к церковному преданию», избили Константина («alapis eius cervicem cedere facientes») и вывели из храма. Таким образом, участники Собора отказались вступить в дискуссию с антипапой и прервали допрос. Акты, принятые Константином, и постановление о его избрании были сожжены в пресвитерии базилики, в то время как духовенство и миряне во главе с папой Стефаном III (IV) на коленях умоляли Бога о прощении за то, что принимали причастие от Константина; за это на них была наложена епитимия («omnibus indita est paenitentia»). На Соборе были приняты постановления, исключавшие возможность избрания мирянина на Папский престол: кандидат должен был пройти последовательно все церковные чины и стать «кардиналом-диаконом или пресвитером» («nisi per distinctos gradus ascendens diaconus aut presbiter cardinalis factus fuerit»). Согласно Х.К. Манну, это – первый пример использования слова «кардинал» по отношению к представителям римского клира. В избрании папы могли принимать участие только клирики и должностные лица папской администрации; представители войска и знати должны были приветствовать избранного и подписать соответствующий акт, присутствие вооружённых лиц во время избрания запрещалось. Участники Собора не признали законность рукоположения епископов, пресвитеров и диаконов, поставленных Константином. Епископы могли сохранить сан при условии проведения повторных выборов, результаты которых должен был утвердить папа Римский. Пресвитеры и диаконы могли принять повторное рукоположение от понтифика (при этом запрещалось назначать их на ответственные должности); миряне, возведённые Константином в сан пресвитера и диакона, должны были стать монахами. Из таинств, совершённых антипапой, были признаны только крещение и конфирмация. Согласно «Liber Pontificalis», рукоположённые Константином епископы сохранили кафедры, но бывшие пресвитеры и диаконы были исключены из клира до кончины Стефана III (IV). Заботясь о сохранении церковной традиции, папа восстановил обычаи, связанные с возведением в священный сан, и распространил обязанности семи епископов-эбдомадариев, совершавших богослужения в Латеранской базилике, на базилику св. Петра. О жизни Константина после Собора 769 г. сведений нет.



 
PR-CY.ru