КИРИЛЛОВСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в КИЕВЕ - Страница 37

В 1760–1765 гг. живописные работы в монастыре продолжили местные иконописцы (упомянут Яков-маляр), для которых закупались краски, и приобретена книга «Иконописный подлинник». В 1766–1768 гг. по заказу обители было изготовлено 27 икон на досках. По описи 1768 г. в храме уже был больших размеров список Ченстоховской иконы Божьей Матери в драгоценном окладе и несколько образов Димитрия Ростовского в рост (дар неизвестных жертвователей в 1766 г.). В 1774–1777 гг. в обители работали живописцы Максим Якубовский, Трофим-маляр и Василий. Исследователи полагают, что во второй половине XVIII в. был создан новый иконостас для Покровского придела на хорах. После закрытия Кирилловского Свято-Троицкого монастыря этот иконостас в 1796 г. был передан в церковь села Бортничи. В 1785 г. три иконы для монастыря в самой обители написал Кирилл Ляшкевич (Лятушинский), а живописец Трофим разрисовал оконницы. Пятиярусный резной иконостас собора представлял большую художественную ценность. Дата создания иконостаса исследователям неизвестна: одни исследователи относили его ко времени игумена Василия (Красовского), другие – игумена Софрония (Жеребило-Лабунского), третьи – игумена Иннокентия (Монастырского). Сохранились фотографии фрагментов иконостаса, выполненные А. Советовым в начале ХХ в. в церкви Александра Невского села Низшая Дубечня Остёрского уезда Черниговской губернии, куда в 1889 г. были проданы его части (в сельском храме он полностью не поместился и был обрезан). Часть иконостаса осталась на Кирилловском подворье, где иконы в начале ХХ в. видел А. Советов: царские врата приделов; икона девяти чинов ангельских; икона Кирилла Александрийского в архиерейском облачении с образом Богородицы в руках; икона Спасителя на престоле в окружении ангелов и с предстоящими святителями Кириллом и Афанасием Александрийскими; икона «Иисус Христос Великий Архиерей»; иконы праздников (все написаны на пролевкашенном грубом холсте). Чёрно-белые фотографии не дают исследователям возможности судить о колорите икон, насыщенность цветовой палитры и яркость которых были свойственны для художественного стиля XVIII в., получившего название «украинское барокко», что исследователи соотносят по времени с переделкой иконостаса в 1785 г. Тем не менее, ряд таких особенностей, как сочетание живописной манеры и традиционной иконографии, активная свето-теневая моделировка, соединение в иконографии дидактичности и некоего простодушия в трактовке образов, позволяют исследователям видеть в этих иконах образцы, типичные для украинской иконописи конца XVII – XVIII вв.

 



 
PR-CY.ru