КОНСТАНТИН МАНАССИ - Страница 4

На протяжении рассказа Константин Манасси несколько раз обращается мыслью к Константинополю, который противопоставлен как суровой Палестине, где даже воду пить опасно, так и провинциальному Кипру, где нет ни привычного круга общения, ни библиотеки. Исследователи предполагают, что разные части сочинения были написаны по ходу путешествия: тональность первых глав указывает на то, что автор ещё не знал, вернётся ли живым в Константинополь. По мнению исследователей, Константин Манасси был приглашён Иоанном Контостефаном, чтобы увековечить в стихах их миссию, однако она не имела успеха, текст Константина Манасси не пригодился. В жанровом отношении исследователи считают «Путевые заметки» уникальными: они содержат упоминания святых мест, однако отмечают, что они совсем не похожи на традиционные паломничества, рассказ балансирует между псогосом чужого дикого мира и энкомием покинутому Константинополю, а предметом описания оказывается не внешний мир, а внутренние переживания автора, вырванного из привычного культурного пространства. «Аристандр и Каллифея» – роман, сохранившийся во фрагментах. Исследователи отмечают, что по большей части это – гномические высказывания на разные случаи жизни. Текст входит в сборник апофтегм светского и религиозного содержания Макария Хрисокефала и занимает 612 строк (XIV в.). В двух других рукописях этот текст дополнен ещё 346 строками, которые помимо апофтегм содержат некоторые элементы романного действия, что позволяет исследователям приблизительно реконструировать сюжет. Источниками нравоучительной части служили произведения Гомера, Геродота, Софокла, Аристофана, Элиана; некоторые гномы восходят к Гелиодору и Ахиллу Татию, чьи романы послужили сюжетными источниками для большинства византийских романов. «Моральные стихи» написаны 15-сложником, содержат пролог, основной текст с делением на главы и эпилог. В парижской рукописи сочинение не имеет ни названия, ни имени автора, общий заголовок и подзаголовки глав («О вере», «О любви», «О зависти») принадлежат издателю. Поэма посвящена описанию разных человеческих качеств, поступков и чувств, хороших (любовь, смирение, целомудрие, справедливость) и плохих (зависть). В начале каждого отрывка поэт смиренно заявляет, что, хоть и берётся описать некое хорошее качество, сам обладает противоположным. Текст имеет ряд дословных совпадений с фрагментами романа «Аристандр и Каллифея», что ставит перед исследователями вопрос атрибуции. Одни считают, что поэма принадлежит более позднему автору, возможно, ученику Константина Манасси, который не слишком искусно инкорпорировал заимствованный текст в свой собственный. Другие полагают, что поэма написана Константином Манасси, когда он уже был монахом, а её простота объясняется попыткой очистить текст поучительного содержания от романных элементов, непригодных для монашеского чтения. Экфрасисы принадлежат к малым риторическим произведениям, которые в большом количестве были написаны Константином Манасси. Исследователи отмечают, что нередко они вбирали элементы других жанров: в экфрасисе, посвящённом журавлиной охоте, в которой принимал участие Мануил Комнин, Константин Манасси сопоставил охотничьего сокола с императором на войне, и экфрасис превратился в энкомий. Большинство экфрасисов если и не связаны с императорской семьёй непосредственно, то так или иначе касаются придворной жизни: «Описание земли» (рассказ об изображении женщины, увиденном во дворце, которое воспринимается им как персонификация земли в окружении плодов и животных), «Одиссей и циклоп» (описание античной камеи, принадлежащей некоему сановнику).



 
PR-CY.ru