КОНСТАНТИН МАНАССИ - Страница 2

Исследователи отмечают, что рукописная традиция «Хроники» очень богата, в критическом издании использовано 13 самых авторитетных списков более чем из сотни известных, хотя первоначально Константин Манасси ориентировался на узкую аудиторию и писал «Хронику», только чтобы развлечь взыскательного придворного читателя. Как и большинство авторов всемирных хроник после Иоанна Малалы, Константин Манасси излагал историю как череду сменяющих друг друга правителей. Он сформулировал этот принцип в начале «Хроники», пояснив, что намерен рассказать, кто, кем и на какой территории правил, и сколько лет длилось каждое правление. После описания дней творения Константин Манасси излагает историю от Адама до Авраама, историю восточных правителей – от полулегендарных Бела и Сарданапала до персидских царей, Александра Македонского и эллинистических правителей, обращается к иудейской истории и доходит до вавилонского пленения, хронологически возвращаясь назад, но уже к греческой истории, подробно рассказывает о Троянской войне, повествует об истории Рима – от Энея до равноапостольного Константина I Великого, после чего переходит к самому объёмному византийскому разделу. Таким образом, из повествования выпадает период полисной Греции и республиканского Рима. Константин Манасси сосредоточен на светской истории: ни церковные Соборы, ни борьба с ересями его не интересуют, история Боговоплощения занимает всего несколько строк, а святые почти не упоминаются. Современная Константину Манасси политическая действительность не нашла отражения в «Хронике»; правящий император Мануил Комнин упомянут лишь однажды, при противопоставлении Ветхого Рима Новому. Нередко Константин Манасси выступает в роли морализатора, при этом объектом его поучений являются не только конкретные исторические фигуры, но и имперсональные силы – Зависть, Судьба, Эрос, поскольку, согласно его видению истории, именно они, а не Провидение, которое упомянуто лишь дважды, играют главенствующую роль в истории человечества. Как правило, Константин Манасси не называет свои источники. Иудейская история отчасти основана на «Краткой хронике» Георгия Амартола. Описание Троянской войны опирается не на поэмы Гомера, а преимущественно на произведения Георгия Кедрина, при этом часть эпизодов не находит иных соответствий, кроме как в «Истории» Геродота, откуда, как полагают исследователи, заимствованы и некоторые события персидской истории. Сведения о периоде от Энея до начала империи восходят к «Римским древностям» Дионисия Галикарнасского и к «Изложению истории» Иоанна Зонары. Повествование о римских императорах основано на истории монаха Иоанна Антиохийского и дополнено сведениями из сочинений Георгия Кедрина и Иоанна Зонары (по мнению исследователей, в двух местах Константин Манасси обращался к сочинениям Иоанна Лида). Хроники тех же авторов, а также «Хронография» Феофана Исповедника и тексты Псевдо-Симеона были использованы для рассказа о византийской эпохе. Заключительный раздел, начинающийся с правления императора Василия I Македонянина, преимущественно основан на сочинении «Изложение истории» Иоанна Зонары, некоторые сюжеты находят параллели только в хронике Феодора Скутариота.

 



 
PR-CY.ru