КОНСТАНТИН, Константин Болгарский - Страница 3

Канон архангелу Михаилу с акростихом: «Пети достоит архистратига Константин», по мнению исследователей, был создан в неблагоприятное для христиан время – в правление болгарского князя Владимира (889–893 гг.), т.к. содержит просьбу к архистратигу о помощи «против безбожных людей». Константину Болгарскому иногда приписывается Пространное Житие равноапостольного Мефодия и «Проглас к Евангелию», разъясняющий славянскому народу значение книг и Священного Писания, которое укрепляет сердца людей и ведёт к Богопознанию. На основании приписки в древнейшем списке (Исторический музей) исследователи связывают с переводческой деятельностью Константина Болгарского славянский текст «Огласительных поучений» Иерусалимского епископа Кирилла, что, однако, по мнению исследователей. не бесспорно. Циклы стихир с фразовым (с именем автора) и азбучным акростихами, составленные Константином Болгарским, были обнаружены в последовании чина священнического и бельческого погребения в составе южнославянских Требников XIII–XVI вв. Исследователи полагают, что им написан и заупокойный канон с фрагментарно сохранившимся акростихом в составе того же чина. Все произведения Константина Болгарского сохранились в сравнительно поздних списках (XII–XIII вв.). Наличие среди них значительного числа восточнославянских свидетельствует о раннем и широком их распространении на Руси. Гимнографическое творчество Константина Болгарского способствовало и формированию корпуса книг, необходимых для совершения богослужения на славянском языке, и формированию старославянского языка, а также возникновению новых жанров. Исследователи отмечают, что для творчества Константина Болгарского как гимнографа характерна склонность к особо сложному акростиху, который не только подражает, но и развивает лучшие традиции византийского церковно-поэтического творчества. Многие исследователи вслед за Григорием Андреевичем Ильинским приписывают Константину Болгарскому создание кириллицы и проведение на Преславском соборе 893 г. при поддержке болгарского князя Симеона реформы по замене ею глаголицы (однако это не вполне согласуется со свидетельствами «Сказания Черноризца Храбра»). В литературе Константин Болгарский иногда ошибочно, по мнению исследователей, называется святым и причисляется к святым седмочисленникам (равноапостольным Кириллу и Мефодию и их ближайшим пяти ученикам). Но его имя не встречается в источниках среди имён ближайших учеников равноапостольных братьев и св. седмочисленников, и у исследователей нет никаких свидетельств о его почитании как святого в Средние века. Интерес к жизни и деятельности Константина Болгарского появился с открытием его произведений в XIX в. Имя Константина Болгарского носит университет в городе Шумен (с 1995 г.) и несколько общеобразовательных учреждений в Болгарии.



 
PR-CY.ru