КОНОН, Смирнов (Дураков) Косма Трофимович

КОНОН, Смирнов (Дураков) Косма Трофимович (1798–1884 гг.) – епископ Новозыбковский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию. Родился в казачьей старообрядческой семье, отец – полковой писарь. В юности Косма Смирнов ушёл из дома и дал обет принять монашество, но был возвращён и по воле родителей вступил в брак, имел сына и дочь. Косма Смирнов служил в армии «около 30 лет в Грузии, и на Кавказской линии, и внутри Войска Донского» (Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки). По мнению исследователей, на рубеже 1830 и 1840 гг. заинтересовался идеями беспоповцев об антихристе, разделял мнение о совершившемся духовном воцарении антихриста, полагал (как многие старообрядцы), что под именем Иисус Греко-Российская церковь чтит антихриста, считал, что эсхатологические пророчества должны исполниться в ближайшем будущем. Косма Смирнов вёл полемику по данным вопросам, в частности, с насельниками старообрядческого Лаврентьевского монастыря на Ветке близ Гомеля (закрыт в 1844 г.). О спорах с Космой Смирновым вспоминал в 1863 г. Иларион Георгиевич Кабанов (Ксенос), который жил в Лаврентьевском монастыре около десяти лет (1834–1844 гг.). Эти воззрения отразились в толковании на главу 12 третьей Книги Ездры, которое Косма Смирнов написал, по мнению исследователей, во второй половине 1840 гг. или раньше. В 1845 г. Косма Смирнов расстался с женой с её согласия и принял иночество в посаде Лужки Черниговской губернии (ныне село в Стародубском районе Брянской области) от старца Тихона. Прожив пять лет в Лужках в условиях суровой аскезы, Конон отправился странствовать, жил в старообрядческих Куреневском и Черкасском монастырях. В начале 1850 гг. Конон поселился в Белокриницком Покровском монастыре (см. в ст. Белая Криница); после кончины в 1854 г. инока Павла (Великодворского), исполнявшего в монастыре обязанности письмоводителя, это послушание перешло к Конону. Белокриницкий митрополит Кирил (Тимофеев) 20 октября 1855 г. в Белокриницком монастыре рукоположил Конона во епископа Новозыбковского, о чём просили выходцы из стародубских слобод, решившие принять Белокриницкую иерархию. Конону приходилось часто менять место жительства из-за преследований полиции в России, которая стремилась арестовать епископов новоучреждённой Белокриницкой иерархии (в 1879 г. Конон писал, что он подвергся заключению «за епископство» – Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки). В одно из посещений старообрядческого Владимирского архиепископа Антония (Шутова) в деревне Большой Двор Богородского уезда Московской губернии Конон участвовал в поставлении Иова (Зрянина) в епископа Кавказского и Донского; в январе 1857 г. в Гуслице состоялась хиротония Геннадия (Беляева) во епископа Пермского, которую совершили архиепископ Антоний (Шутов), Конон (Смирнов) и Иов (Зрянин). По словам Конона, им «рукоположены были токмо два священника и два диакона, по крайней неудобности» (Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки).

 



 
PR-CY.ru