КОЛОЧСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 6

Подобная же композиция Колочской иконы Божьей Матери была воспроизведена на хромолитографии Ефима Ивановича Фесенко, отпечатанной в 1894 г. в Одессе. Ножки Младенца прикрыты обширной полой Его гиматия, Он благословляет поднятой правой ручкой, в левой – свиток. Над главами Божьей Матери и Младенца короны (княжеского образца), за плечами – фигуры Николая Чудотворца и пророка Илии. Стиль изображения близок к академической иконописи середины – второй половины XIX в., а формы корон, по мнению исследователей, неизвестного барочного образца. В поздних списках Колочской иконы Божьей Матери, распространённых в Можайском уезде, выполненных на цельных досках, лишь композиция из нескольких частей напоминает о чудотворном образце-складне. На иконе, созданной «усердием жителей города Можайска» в день празднования Колочской иконы Божьей Матери (9 июля 1897 г., Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), исследователи выделяют три ряда. Вверху в центре написана Святая Троица, к Ней с молением обращены помещённые в углах фигуры св. Иоанна Предтечи и св. Симеона Богоприимца (оба в рост); в центре – поясной образ Пресвятой Богородицы, обращённой ликом к Младенцу, сидящему прямо на левой руке, ножки Его опущены, и ступни не видны; правой ручкой Он благословляет Мать, Её правая рука поднята перед грудью, а голова склоняется к Его головке; слева и справа от Пресвятой Богородицы с Младенцем поясные фигуры – Николая Чудотворца и пророка Илии (с подписью: «Фесвитянин»); в нижней части, в центре, – медальоны с погрудными образами святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, в углах – образы преподобных Авраамия Смоленского и Пафнутия Боровского (оба в рост). Под изображением Богородицы с Младенцем помещена сделанная тем же золотом, что и нимбы святых, надпись: «Колоча», упоминающая о месте обретения иконы, о явлении «земледельцу Луке» на землях Можайского князя Андрея; дата приведена от Сотворения мира в буквенном варианте. На позднее время написания указывает и манера живописи, стилизованная под иконопись XVI – первой половины XVII в., тёмная, с некоторыми пластическими эффектами в личном письме, характерными для академического искусства. После Октябрьской революции 1917 г. судьба чудотворной иконы была предопределена отношениями монастыря с новой властью. Колочская икона Божьей Матери находилась на исконном своём месте до 1934 г., была перенесена в Рождественскую церковь села Суконники (ныне деревня Суконниково), находившегося южнее села Колоцкого, на правом берегу реки Колочь. После её закрытия в 1937 г. и разрушения одна из жительниц увезла икону в Гжатск, где она находилась некоторое время в частном доме, а позднее – в Вознесенском городском соборе. С 1970 гг. судьба древней Колочской иконы Божьей Матери исследователям неизвестна. В Можайске списки Колочской иконы Божьей Матери оставались в церкви во имя праведных Иоакима и Анны; икона из церкви пророка Илии была передана в возрождённый Успенский Колоцкий монастырь. В 1998 г. имело место мироточение образа. Также в обители почитается переданный по завещанию из Москвы в 1998 г. ещё один список Колочской иконы Божьей Матери, который предыдущий владелец датировал концом XIX в. (от этого списка зафиксированы случаи исцелений). Ещё один список был принесён в монастырь в 1998 г. из района Москвы Митино (некогда подмосковной деревни). Судя по композиции и расположению фигур святых, а также чрезвычайно упрощённой манере письма, примитивности рисунка и живописного исполнения исследователи сделали вывод, что был создан не раньше конца XIX – начала XX вв.



 
PR-CY.ru