КОЛОЧСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

КОЛОЧСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ – чудотворный образ. Обретён в 1413 г. на реке Колочи в Можайском княжестве крестьянином Лукой, в доме которого от иконы произошли первые исцеления и который совершил путешествия с ней сначала в Можайск, а затем в Москву. О явлении Колочской иконы Божьей Матери сохранились краткие сведения в летописях XV–XVI вв.: в Софийской первой, Новгородской четвёртой, Летописи Авраамки, Супрасльском списке Белорусской летописи, Никаноровской и Вологодско-Пермской. Больше подробностей содержится в летописях конца XV – начала XVI в.: Московском своде 1479 г., Типографской, Симеоновской летописях, а также в независимых летописях, восходящих к северному летописанию 1470 гг., – Ермолинской, Сокращенном своде 1493 и 1495 гг., Устюжской. Также сведения о Колочской иконе Божьей Матери есть в Софийской второй летописи («Полное собрание русских летописей», том 6), восходящей к неофициальному своду 1480 гг. и составленной в начале XVI в., как полагают исследователи, в монастырской среде. Истории обретения Колочской иконы Божьей Матери посвящена «Повесть о Луке Колочском» конца XV – начала XVI вв. К формированию её сюжета имел отношение патрональный для можайских князей Кириллов Белозерский монастырь. В одной из литературных редакций XVI в. «Повесть...» была включена в «Степенную книгу». Именно сведения «Степенной книги», Пролога были основными источниками информации о Колочской иконе Божьей Матери, в том числе для учёных и краеведов XIX в. Николай Васильевич Трофимовский, подбирая материал для описания Колочской иконы Божьей Матери как святыни Смоленской епархии, отмечал в качестве источника рукопись, «написанную полууставом в 1439 г. некоторым священником Иаковом Андреевым». Согласно «Повести...», Колочская икона Божьей Матери, побывав в разных городах и в столице, стала святыней основанного князем Андреем Дмитриевичем Можайским Колоцкого Успенского мужского монастыря. Обилие упоминаний в летописях и создание литературных произведений, посвящённых Колочской иконе Божьей Матери, Елена Васильевна Семенищева объясняет тем, что это была первая икона Пресвятой Богородицы, явление которой произошло так близко к Москве. Колочская икона Божьей Матери почиталась в Москве. По мнению исследователей, список с явленной иконы был создан ещё во время принесения её в столицу в первой четверти XV в. Какой-то список Колочской иконы Божьей Матери мог оказаться в семье государя в начале XVI в., когда потомок удельного Можайского князя был принят на службу к великому князю Ивану III (Софийская первая летопись по списку Ивана Никитича Царского // «Полное собрание русских летописей», том 39). В Никоновской летописи упоминается, что Колочская икона Божьей Матери наряду с чтимыми святынями царской сокровищницы была взята царём Иваном IV Васильевичем Грозным в Полоцкий (Литовский) поход в начале декабря 1562 г. Среди святынь объединённого Московского государства наряду с такими, как Донская икона Божьей Матери, были и памятники удельной старины, например, крест преподобной Евфросинии Полоцкой (середина XII в., мастер Лазарь Богша; см.: Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест). Перед вступлением царских войск в завоёванный Полоцк 18 февраля 1563 г. вокруг города «от острожного рва по погорелому посаду» был совершён крестный ход с этими святынями, в том числе и с Колочской иконой Божьей Матери.

 



 
PR-CY.ru