КАЗАКОВ Родион Родионович - Страница 4

Ионические капители колонн малого ордера остались незавершёнными, так же как и триглифно-метопный фриз венчающего антаблемента. Внутренняя отделка храма выполнялась уже после смерти Р.Р. Казакова. В 1795–1799 гг. по проекту Р.Р. Казакова строилась огромная четырёхъярусная надвратная колокольня Андроникова монастыря (уничтожена в 1930 гг.). Она должна была быть выше Ивана Великого (колокольни церкви Иоанна Лествичника в Московском Кремле, 1505–1508 гг., 1600 г.; высота 81 м), однако по повелению императора Павла I высоту колокольни уменьшили до 72,5 м. Исследователи отмечают, что общая пирамидальная композиция колокольни при гигантских для своего времени размерах и довольно крупных массах в целом имела стройные пропорции. Два нижних яруса представляли собой восьмерики с примыкающими с востока и запада прямоугольными выступами. Во втором ярусе, где располагалась надвратная церковь праведного Симеона Богоприимца, выступы, в одном из которых был алтарь, завершались фигурными кровлями с главками. Третий ярус, с арками звона, также имел восьмигранную форму, но был уже предыдущих. Самый узкий верхний ярус звона был цилиндрическим и венчался яйцевидным куполом с главкой-фонариком. Фасады имели поярусную ордерную декорацию. Римско-дорические пилястры закрепляли углы и края фасадов нижнего двухсветного яруса. Восьмерик второго яруса с огромными римскими окнами и маленькими круглыми окошками над ними был оформлен ионическими полуколоннами, сдвоенными на углах. При этом боковые выступы, представленные как отдельные палатки, выделялись рустом на углах и окнами-серлианами. Третий ярус украшали сдвоенные коринфские колонны, четвёртый – композитные. По мнению исследователей, несмотря на чёткое соподчинение ордеров, архитектору всё же не удалось избавиться от некоего нагромождения разнохарактерных и разномасштабных форм. Схожее впечатление у исследователей возникает от колокольни (1804–1811 гг.) Борисоглебского монастыря в Торжке, связанной с именем Николая Александровича Львова. Некоторые исследователи неверно считали, что проект колокольни Андроникова монастыря принадлежит этому зодчему; в настоящее время документально доказано авторство Р.Р. Казакова. Это – последняя из трёх точно известных построек зодчего, помимо работ в доме князя Александра Васильевича Урусова в Москве (ни характер работ, ни местоположение дома исследователям не известны). Традиционно считается, что Р.Р. Казаков был автором одной из самых известных московских церквей – великомученицы Варвары на Варварке. Новый храм на месте древней четырёхлепестковой в плане церкви (1514 г., архитектор Алевиз Новый) был выстроен в 1796–1804 гг. на средства артиллерии майора Ивана Ивановича Барышникова и купца Николая Афанасьевича Самгина, чьи жёны исцелились от мощей великомученицы Варвары. Компактная постройка, поставленная на высоком белокаменном цоколе, обладает, по мнению исследователей, одновременно изяществом и монументальной выразительностью. Крестообразный план почти центричен и лишь слегка вытянут с востока на запад.

 



 
PR-CY.ru