КОЗАРЖЕВСКИЙ Андрей Чеславович - Страница 3

Несмотря на обтекаемую формулировку названия, монография А.Ч. Козаржевского, по мнению исследователей, представляет собой стандартную для западных учебных заведений программу курса введения в Новый Завет, включающую историю создания новозаветного канона, рукописной традиции, изданий и переводов Нового Завета, характеристику отдельных сочинений и краткий разбор ключевых тем новозаветной истории. Особое внимание А.Ч. Козаржевский уделил языку Нового Завета. Стремясь, по его словам, «выявить историческое зерно под мифологическими наслоениями», А.Ч. Козаржевский основывался на работах школы Рудольфа Бультмана и традиции так называемого «второго поиска исторического Иисуса». Публикация такого исторически ориентированного введения в Новый Завет была связана не только с изменением в те годы курса атеистической советской пропаганды, которая под давлением новых археологических находок была вынуждена отказаться от следования «мифологической» школе новозаветной критики, но и с распространением сначала в МГУ, а затем и по всему СССР работ Анатолия Тимофеевича Фоменко, об опасности которых А.Ч. Козаржевский неоднократно говорил. При этом в ряде мест его монографии содержатся критические замечания и относительно самой бультмановской концепции «демифологизации», которые по причине небольшого объёма текста исследования остались нераскрытыми. По мнению исследователей, значение научного труда А.Ч. Козаржевского для своего времени было весьма велико, поскольку его монография стала первым опубликованным в СССР введением в исследование Нового Завета. А.Ч. Козаржевский был выдающимся знатоком классической и особенно церковной музыки (высоко ценил произведения Павла Григорьевича Чеснокова). Его глубокие знания в самых разных областях гуманитарной культуры создали ему репутацию и большой авторитет. В 1960 гг. А.Ч. Козаржевский заинтересовался краеведением и охраной памятников истории и культуры. Важное место в его работе стало занимать изучение истории Москвы преимущественно церковной культуры дореволюционной эпохи. В различных журналах он опубликовал ряд статей (частично мемуарного характера) об отдельных храмах, и уже после его смерти был издан справочник «Московский православный месяцеслов», где им были собраны данные обо всех храмах Москвы, об их истории, особенностях богослужения, о церковных хорах, художественных ценностях. А.Ч. Козаржевский вёл кружок по изучению Москвы и Подмосковья при Доме культуры МГУ, возглавлял университетское бюро Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) и факультетское отделение общества «Знание»; выступал на историческом факультете, в лектории Политехнического музея с публичными лекциями по истории и культуре Москвы. В последние годы жизни преподавал также в Россицском православной университете имени св. Иоанна Богослова и в Православно Свято-Тихоновском богословском институте (ПСТБИ). Похоронен на Введенском кладбище в Москве.



 
PR-CY.ru