КОДРАТ - Страница 2

Никифор Григора опустил упоминание о занятиях мученика медициной, но подробнее описал пытки, которые претерпели он и его ученики (префект повелел подвесить их за ноги и терзать железными лезвиями и огнём, а затем приказал бросить диким зверям, однако те не тронули святых). На момент мученической кончины, согласно данному сочинению, Кодрат был уже пожилым человеком. По словам Никифора Григоры, живоносный источник на месте гибели мучеников был известен и в его время. Завершив рассказ о казни и захоронении мощей Кодрата и других мучеников, Никифор Григора переходит к повествованию о святых, претерпевших мучения «в те же годы», для которых Кодрат, по мнению византийского писателя, стал «учителем» и «примером». Это пострадавшие при анфипате Терции Коринфские  мученики Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий (память 31 января, 10 марта; память в Греческой церкви 5 апреля; память в Западной церкви 25 февраля), Коринфский мученик Леонид и семь праведных дев – Хариесса, Нунехия, Василисса, Ника, Каллия, Галина и Феодора (память 16 апреля, 10 марта), утопленные в море анфипатом Венустом. Почитание как одной, так и другой дружины фиксируется ещё в позднеантичный период в сирийской и в латинской традициях, а в Византии известно, по крайней мере, с X в., однако Никифор Григора первым выстроил последовательное повествование с единой сюжетной линией и законченной композицией, отражающее историю утверждения христианства в Коринфе в III в., сделав Кодрата главной фигурой этого процесса. В «Житиях святых» Ростовского митрополита Димитрия (Савича (Туптало)) сказание о Кодрате, Дионисии, Киприане, об Анекте, о Павле и Крискенте представляет собой смешение всех известных текстов о Кодрате. 10 марта также при Деции и Валериане пострадал Никомидийский мученик Кодрат с дружиной; совпадения имён иногда приводят к путанице между не имеющими друг к другу никакого отношения святыми. В греческой печатной Минее содержится канон Кодрату и его дружине, составленный Иосифом Песнописцем. Также исследователям известны каноны песнописцев Климента Студита (наиболее ранний список) и Георгия. В каноне Иосифа упоминается храм в Коринфе, освящённый во имя мучеников. Сведения о почитании мучеников в Коринфе в V–VI вв. подтверждаются данными археологии. Изображение святого с именем Кодрат встречается под 10 марта в византийских и русских лицевых минологиях. На эту дату приходится память пострадавшего в то же время мученика Кодрата Никомидийского, что и Кодрат. Однако греческие и русские иконописные подлинники приводят описания только Кодрата и пострадавших с ним мучеников. На этом основании исследователи утверждают, что в сохранившихся лицевых минологиях на март под 10 (иногда 11) числом представлен Кодрат. В пользу этой атрибуции говорит и то, что святой, как правило, изображён не один, а с дружиной, имена этих мучеников иногда приведены в подписях или подразумеваются в традиционной для иконописи надписи «иже с ним».

 



 
PR-CY.ru