КОДРАТ

КОДРАТ (ум. в 250 гг.) – мученик Коринфский (память 10 марта). Вместе с ним пострадали Дионисий, Киприан, Анект, Павел, Крискент. Наиболее ранний византийский источник, содержащий сведения о Кодрате и его дружине, – дометафрастовское анонимное Мученичество, известное исследователям в двух редакциях. Одна редакция сохранилась в составе метафрастовской Минеи XII в. (февраль-август), однако попытки учёных раннего Нового времени приписать это сочинение Симеону Метафрасту исследователи считают неубедительными. Греческий текст этого Мученичества не опубликован, о его содержании исследователи судят по латинскому переводу XVI в., выполненному по дометафрастовской Минее X–XI вв. (март-апрель). Согласно тексту, Кодрат родился в окрестностях Коринфа (Греция) и остался сиротой в младенчестве. По Божественному Промыслу к нему с небес спускалось облако, которое кормило и поило его. Повзрослев, Кодрат отправился в Коринф учиться врачебному искусству. Будучи ревностным христианином, он стал первой жертвой гонений префекта Иасона, действовавшего по распоряжению императоров Деция и Валериана. Не сумев склонить святого принять его сторону, Иасон повелел истязать Кодрата, а сам тем временем безуспешно пытался отвратить от Христа его учеников – Киприана, Дионисия, Анекта, Павла и Крискента. По приказу префекта мучеников вывели за городские стены и обезглавили. На месте гибели святых открылся живоносный источник, ставший местом паломничества и поклонения. Текст не содержит сведений о родителях Кодрата, об обстоятельствах принятия им христианства и о появления у него учеников, а также о возрасте Кодрата на момент его мученической кончины. Краткое сказание о мучениках содержится под 10 марта в Синаксаре Константинопольской церкви (архетип конца X в.), в Минологии Василия II, а также в редакции A Императорского Минология середины XI в. В рукописи Исторического музея, на которую опирался при издании Минология Василий Васильевич Латышев, часть листа 185, содержавшая надписание и начало сказания, утрачена. При этом в приписке, сделанной позднее, значатся имена только четырёх святых: «...Мученичество святого мученика Кодрата, Киприана, Дионисия, Крискента и их дружины». В тексте сказания Павел не назван по имени: о нём говорится лишь как о «пятом» мученике; в то же время Анект упоминается и по имени (однако издатель читает вместо его имени прилагательное «терпимый, выносимый»). В 1328–1341 гг. византийский писатель Никифор Григора создал обобщающий агиографический текст, прославляющий три дружины Коринфских мучеников, пострадавших во время гонений при императорах Деции и Валериане. В заглавии сочинения Никифора Григоры значится только имя Кодрата, его подвигу посвящена большая часть произведения, в то время как другие мученики, пострадавшие вместе с ним, по имени не названы. Никифор Григора попытался восстановить недостающие в раннем анонимном Мученичестве звенья жизнеописания Кодрата, сообщая, например, что его родители были богатыми людьми благородного происхождения. Его мать, будучи беременной Кодратом, бежала от гонений в пустыню, где и скончалась через несколько дней после родов, оставив младенца в полном одиночестве.

 



 
PR-CY.ru