КОДРАТ - Страница 3

Виктор Доримедонтович Фартусов в «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910 г.) помещает то же, что и в ранних русских подлинниках, описание облика святого под 4 января – в день празднования апостолов от 70; из добавлений – указание на свиток с надписью: «Словом Божиим возсия еллином яко свет велий просвети их тьму, низложи жертвы скверныя, сокруши идолы и разори бесовския храмы молитвою». Кодрат изображён в мучении (усекновение главы) на миниатюрах из рукописных Минологиев: Василия II (первая четверть XI в.), на год с циклами двунадесятых праздников и Жития Димитрия Солунского (1322–1340 гг.); настенном в церкви Вознесения монастыря Дечаны, Косово и Метохия (1348–1350 гг.). Единолично представлен: на миниатюрах Служебного Евангелия (третья четверть XI в.) и Минология второй половины XI в. – в рост; в настенных минологиях церквей: Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия (около 1320 г.) – по пояс, обеими руками держит свиток, великомученика Димитрия Маркова монастыря близ Скопье, Македония (1376–1381 гг.) и святителя Николая в Пелинове, Черногория (1717–1718 гг.) – погрудно; на русских минейных иконах на сентябрь, например, из Иосифова Волоколамского (Волоцкого) монастыря (1569 г., Третьяковская галерея), начала XIX в. (УКМ); а также на гравированых святцах: Григория Павловича Тепчегорского (1722 г., Российская государственная библиотека) – в рост, в хитоне и гиматии, без омофора, в левой руке раскрытый кодекс Евангелия, правой рукой благословляет, И.К. Любецкого (1730 г., Российская государственная библиотека) – так же, с закрытым Евангелием в руке, облачён в подризник и фелонь, на плечах омофор, на обеих гравюрах стар, клиновидная борода ниже средней длины. Образ Кодрата включён в композиции с изображением Собора 70 апостолов. В русской традиции апостольская тема в монументальной живописи встречается со второй половины XVI в. (например, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле, 1563–1564 гг.), в XVII в. иконография апостольских проповедей и страстей получила особое развитие. Одно из ранних изображений Собора апостолов от 70 представлено в монументальной живописи – в росписи диаконника Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600 г.). В иконописи апостольская тема отражена в целом ряде икон: «Спас Вседержитель, с апостольскими страстями» (1652 г., церковь Воскресения на Дебре, Кострома), «Апостольская проповедь» из церкви пророка Илии в Ярославле (1660–1662 гг., Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник), «Апостольские проповеди и страсти» из Прокопиевского собора в Великом Устюге (1668 г., Велико-Устюжский историко-архивный музей-заповедник), псковская икона «Апостольские проповеди и страсти» (конец XVII в., собрание Константина Владимировича Воронина), «Распятие с апостольскими страстями» из Успенского собора Московского Кремля, иконописец Фёдор Рожнов (1700 г., музеи Московского Кремля) – везде Кодрат изображён в группе апостолов, как правило, в левом углу иконы.



 
PR-CY.ru