КОДРАТ

КОДРАТ (II–III вв.) – апостол от 70, епископ Магнесийский (Магнезийский), священномученик (память 21 сентября; память в Греческой церкви 21, 22 сентября). В списках 70 апостолов (Псевдо-Дорофея Тирского и др.) имя Кодрата не значится. Однако он назван апостолом в Синаксаре Константинопольской церкви (архетип конца X в.). Существуют два синаксарных сказания, имеющих отношение к Кодрату. Согласно первому, представленному в Синаксаре Константинопольской церкви под 21 сентября, а также в Минологии Василия II, Кодрат проповедовал в городе Магнесия (существовало несколько древних городов с этим названием; здесь, по мнению исследователей, речь идёт о Магнесии, которая находилась в Лидии, ныне Маниса, Турция); он занимал епископскую кафедру во времена правления римских императоров Деция (249–251 гг.) и Валериана (253–260 гг.). Узнав, что император Деций, гонитель христиан, находится в Кесарии (исследователи полагают, что имеется в виду Неокесария, ныне Никсар, Турция), Кодрат отправился из Магнесии в Никомидию (ныне Измит), чтобы ободрить находившихся там в заключении братьев по вере и подготовить их к предстоящему мученичеству. В Никомидии он предстал перед судом проконсула. Кодрат отказался поклоняться идолам и его вместе с другими христианами заключили в тюрьму и через некоторое время отправили в Кесарию. Там Кодрата сначала бросили в горящую печь, а после того как он вышел оттуда невредимым, отсекли ему мечом голову. Данное сказание содержит явный анахронизм. Кодрат назван апостолом, т.е. человеком, несущим проповедь христианства язычникам, тогда как из текста видно, что в этой области уже было распространено христианство: во время гонения в тюрьмах находилось много христиан. Мученичество Кодрата отнесено к III в., что значительно позже деятельности просветителей из числа апостолов от 70. Исследователи полагают, что в этом случае происходит смешение со сказанием о Кодрате, мученике Никомидийском, пострадавшем при императорах Деции и Валериане (память 10 марта): в его Мученичестве тоже говорится о том, что Деций направился в Кесарию для суда над христианами, и о том, что в Никомидии в это время находилось много заключённых христиан. Согласно другой традиции, представленной в Синаксаре Константинопольской церкви под 22 сентября, Кодрат был мудрым и учёным мужем, проповедовавшим христианскую веру сначала в Афинах, затем в Магнесии (исследователи полагают, что здесь речь идёт о городе Магнесия в Фессалии). В Афинах его истязали, в том числе подвергли побиванию камнями. Он принял мученическую кончину при императоре Адриане (117–138 гг.), что позволяет исследователям относить деятельность этого Кодрата ко времени проповеди апостолов.

 



 
PR-CY.ru