«КЛЮЧ ЗНАМЕННОЙ» - Страница 2

В отдельных случаях строки имеют названия и приводятся преимущественно в порядке гласовой принадлежности. В части примеров вторая или третья строки опущены. «Согласие знамени...» в «Ключе знаменном» – наиболее ранний, по мнению исследователей, список подобного руководства. Наблюдаемое сходство между согласником «Ключ знаменной» и рукописью Российской государственной библиотеки (ср., например, фрагмент от строки «Но мы Крестителя» до «Неплодове жены родиша» – Российская национальная библиотека, Российская государственная библиотека) свидетельствует не только об общих методах работы составителей, но и о наличии общего источника, использованного разными способами. По мнению исследователей, в «Ключе знаменном» был упорядочен по гласам первоначальный материал, зафиксированный в рукописи Российской государственной библиотеки. 5) Краткое «сказание» о гласах и об отдельных знаках знаменного распева (без заголовка). В начале раздела отмечается мелодическое родство первого и пятого, а также второго и шестого гласов. Далее указаны особенности исполнения отдельных знаков с помощью описания, а также на примерах начальных строк из некоторых ирмосов и степенн восьмого гласа, в которых приводятся только слова, а знаки отсутствуют. По мнению исследователей, такой метод свидетельствует о первоначальном заучивании некоторых песнопений, на основе которых далее изучалось применение отдельных знаков. Данное «сказание» известно исследователям в ряде списков XVII в. (вариант «Ключа знаменного» крайне редок, представлен в рукописи Российской государственной библиотеки). 6) «Имена путнаго знамени, иже не обретаются в столповом знамени» – наиболее ранний датированный список каталога путевых знамен, известного также по ряду рукописей XVII в.; в отличие от изученных списков имеет ряд особенностей в расположении отдельных знаков. 7) Путно-знаменные грани – руководство по чтению путевых знамен с транскрипцией их дробным знаменем. Другой список тех же граней – в Российской государственной библиотеке. 8) «Розвод знамени мудрому и фитам изо всех гласов». Данное руководство состоит из пяти разделов. Первый – кокизник, в котором предложены разводы дробным знаменем несколько попевок знаменного распева. Использование дробного знамени в таком контексте получило дальнейшее развитие в последней четверти XVII в. Разделы со второго по пятый – развод дробным знаменем фит праздников («Розвод фитам исо владычних празников»), Триоди (без заголовка), Трезвонов (без заголовка), Октоиха («из охтая») знаменного распева. Данный фитник – один из ранних памятников такого рода, его структура (по певческим книгам) свойственна, по мнению исследователей, самым первым образцам фитников и часто использовалась в XVII в. Представление о том, что монах Христофор является автором «Ключа знаменного», а не только писцом сборника, разделяемое рядом исследователей, не получило надёжного обоснования. В предисловии ко всей рукописи монах Христофор назван писцом, его отношение к «Ключу знаменному», который составляет незначительную часть всей рукописи (менее 3%), никак специально не отмечено.

 



 
PR-CY.ru