«КЛЮЧ ЗНАМЕННОЙ»

«КЛЮЧ ЗНАМЕННОЙ» – принятое в современном музыковедении название группы руководств по знаменной и и путевой нотациям из рукописи Российской национальной библиотеки, выполненной монахом Кириллова Белозерского монастыря Христофором в 1604 г. «Ключ знаменной» состоит из восьми разделов. 1) «Ключ знаменной. Имена коейждо фите и знамени» – каталог столповых знамен с наименованиями, простейшее пособие для заучивания нотации с применением систематизации, первые известные списки которого относятся к XV в. Названия части знаков этого каталога (фит) предполагалось заучивать с пением. Это подтверждают характерные для певческого текста начертания гласных букв (с «хвостиками», указывающими на распевание), стилизация одного из названий фит под хомонию (душеполезеная) и цитирование части певческой строки, предшествующей фите (самые очевидные случаи – фиты «преложителная» и «громосветлая»). Наиболее близкие списки – Российская государственная библиотека, 1620 гг., XVII в. 2) «Имена попевкам» – каталог столповых попевок (кокизник) в виде начертаний знамен с подписанными под ними названиями. Это руководство предназначено для исполнения попевок на текст их названий, на что указывают как характерное начертание распеваемых гласных букв (например, «я» в «перевяске»), так и повтор гласных (например, коолоды, шаамша и т.д.), свойственные певческим текстам. В начальной части каталога попевки перечисляются по гласам, однако этот порядок нарушается с 29-й попевки (если не считать указание на принадлежность попевки «рютка» к четвёртому и шестому гласам). В дальнейшем попевки приводятся преимущественно небольшими группами по принадлежности к одному гласу (или к двум – для ряда попевок шестого и восьмого гласов); для одного гласа приводится от двух (пятый глас) до пяти (шестой глас) попевок. В каталоге нет попевок третьего и седьмого гласов. Данный кокизник известен исследователям и в других рукописях XVII в.; его список в рукописи Российской национальной библиотеки исследователи считают самым ранним из датированных. Наиболее близкие списки в рукописях Российской государственной библиотеки. 3) Кокизник без названия. Исследователи полагают, что оставленное на предыдущем листе место предназначалось для заголовка данного раздела. Это иной каталог попевок, в котором приводятся фрагменты песнопений с указаниями названий использованных попевок. Такой вид кокизника позволяет исследователям предположить, что некоторые песнопения первоначально осваивали на слух, а затем с их помощью изучали элементы нотации. В этом каталоге исследователи видят тенденцию ограничить число песнопений-моделей: одно песнопение нередко используется для иллюстрации нескольких попевок. Так, из ирмоса «Первовечному от Отца» заимствовано пять строк, из ирмоса «Да утвердится» – четыре строки, из стихиры Рождеству Пресвятой Богородицы «Аще и Божиим велением» и славника на «Господи, воззвах» Преображению Господню – по три строки и т.д. В кокизнике преимущественно использованы ирмосы и стихиры праздников. Строки организованы в порядке гласов от первого до шестого, третий глас пропущен. Первая попевка, «цагоша», иллюстрирована строками из первого и четвёртого гласов, при этом вторая строка не имеет нотации и записана с титлами. Данный каталог известен исследователям в ряде других рукописей XVII в.; список в «Ключе знаменном» исследователи считают наиболее ранним. 4) «Согласие знамени с путным знаменем» – руководство типа согласник, в котором параллельно изложены фрагменты знаменных песнопений, соответствующие им по тексту фрагменты песнопений путевого распева и транскрипция последних дробным знаменем.

 



 
PR-CY.ru