«КЛЮЧ РАЗУМЕНИЯ» - Страница 2

Так, общая форма арки видоизменяется, остаётся только архивольт с постаментами (иногда всего два четырёхгранных столба), не воспроизводятся композиции в нижних углах иконы, нет всех или некоторых пояснительных надписей. Смысловым центром также является ключ, как правило, выполненный золотом или серебром; изображения скрещенных труб и скрижалей завета передвинуты на столбы. Композиция «Коронование Пресвятой Богородицы» в облачном сегменте укрупнена, рисунок фигур варьируется. Образы сеятеля и всадника в верхних углах средника размещены на позёме непосредственно над столбами, без картушей и обрамления. Наиболее ранним известным примером исследователи считают икону второй четверти XIX в. (Исторический музей; на обороте дарственная надпись): золотые фигуры сеятеля и всадника представлены в виде статуй на перспективных постаментах, нет изображений труб и скрижалей завета, а также надписей. Над образом «Коронование Пресвятой Богородицы» в клейме написан сюжет «Обрезание Господне». Средник окружает золотая рокайльная рамка с тональной проработкой. Исследователи не исключают, судя по колористическому и композиционному решению, что икона повторяет более ранний образец. Три иконы этого извода традиционной стилистики (собрание Виктора Михайловича Федотова) созданы в иконописных слободах Владимирской губернии, где, по мнению исследователей, разработка этой иконографии в XIX в. получила новый импульс. Мстёрская икона конца XIX – начала XX вв. выделяется качественным письмом и подробными текстами. В отличие от ряда других произведений на нижнем поле есть подпись. Две маленькие иконы (второй половины и конца XIX в.), писанные на золотом фоне, похожи на паломнические или «раздаточные» образы. На иконе-пяднице второй половины XIX в. (частное собрание) справа и слева в архитектурных нишах представлены избранные святые (святитель и преподобный), надписей нет. На обороте процарапаны тексты о заказе, относящемся к другому изводу («Кунавино… Федосье Ивановой Калиничевой…» и др.). Существуют современные иконы «Ключа разумения». Кроме того, существовал другой тип икон с подобным наименованием, на которых изображалась в рост Пресвятая Богородица, а в нижней части композиции был нарисован ключ. Местночтимый образ, празднование которому совершалось 1 апреля, находился в начале XX в. в кладбищенской Троицкой церкви города Балахна Нижегородской губернии. Перед иконой служили молебны перед началом учения, прося о помощи в овладении знаниями. Сохранилась икона с таким названием конца XIX – начала XX вв., которая, согласно штампу на обороте, была создана иконописцем Константином Александровичем Першиным в Палехе (частное собрание). Богородица стоит на облаках вполоборота вправо, Младенец восседает на Её левой руке (тип «Одигитрия»), изображение ключа под ногами плохо читается или отсутствует; фон золотой с полями «на эмалевое дело». По мнению исследователей, в этом изводе отразился один из прославляющих Божью Матерь эпитетов из Великого Акафиста: «Радуйся, ключу Царствия Христова» (икос 8). Название «Ключ разумения» иногда встречается на иконах Божьей Матери «Прибавление ума», например, на мстёрских образах второй половины XIX в. (Исторический музей, музей Андрея Рублёва, частные собрания).



 
PR-CY.ru