«КЛЮЧ РАЗУМЕНИЯ»

«КЛЮЧ РАЗУМЕНИЯ» («КЛЮЧ РАЗУМА») – символико-аллегорический образ; восходит к гравюре на титульном листе сборника поучений и проповедей архимандрита Иоанникия (Галятовского) «Ключ разумения, священником, законным и свецким належачый» (Киев, 1659 г.) и к толкованиям из этого сочинения (например, в Сказании на Рождество Пресвятой Богородицы). Гравюра и, следовательно, появившиеся на её основе иконы отражают гомилетический характер произведения архимандрита Иоанникия (Галятовского). Основой иконографической программы являются иллюстрации к библейским цитатам о слове Божьем и Его заповедях. Композиция гравюры представлена в виде триумфальной арки классической П-образной формы. В её проёме, в центре изображения, – крупный, обращённый бородкой вверх ключ, который, как поясняет автор в предисловии, помогает читающим книгу «двери до неба одомкнути». На стержне ключа помещена надпись (сверху вниз; Лк. 11:52). На имеющей форму сердца головке ключа указаны название сочинения и его выходные данные. По сторонам стержня изображены атрибуты служения пророка Моисея – две трубы (надпись: Числ. 10:1–2) и скрижали завета (надпись: Исх. 34:1; Втор. 10:1). По толкованию Афанасия Великого, звук труб призывает «памятовать о Законе»; вслед за ним архимандрит Иоанникий (Галятовский) трубному гласу уподобляет голос проповедника, наставляющего паству в истине. Вверху арки в центральном картуше изображено «Коронование Пресвятой Богородицы» (надпись: Песн. 4:8). В левом картуше – сеятель из притчи (надпись: Мф. 13:3; Мк. 4:3; Лк. 8:5), толкование которой дал Сам Иисус Христос, говоря о слушающих и внимающих слову Божию (Мф. 13:19–23; Мк. 4:11–20; Лк. 8:11–18). В правом картуше – всадник с луком (надпись: Откр. 6:2); согласно толкованию архиепископа Андрея Кесарийского, текст Откровения о снятии первой печати означает апостольское учение, евангельскую проповедь, слово, просветившее язычников. На колоннах у опор арки помещены надписи, напоминающие о сооружении царём Соломоном Иерусалимского храма (3 Цар. 7:21). На базах колонн написаны тексты из истории Самсона (Суд. 14:8–9; Суд. 15:19), которые проиллюстрированы ниже в картушах. В Священном Писании это место, где повествуется о загадке Самсона, которую тот предложил разгадать гостям на брачном пире, является одним из наиболее сложных для понимания и толкования. Его включение в программу гравюры указывает читателям на трудности постижения Библии. Возле нижнего края в центре – подпись гравёра. В переизданиях сочинения архимандрита Иоанникия (Киев, 1663 г.; Львов, 1665 г.) иконография данной выходной гравюры точно не повторялась, и только она включает сюжет «Коронование Пресвятой Богородицы»; другая гравюра предваряет и дополнение к сборнику (Киев, 1660 г.) с рассказами о чудесах Божьей Матери и Её чудотворных иконах, которые впоследствии стали основой для отдельного сочинения архимандрита Иоанникия (Галятовского) Богородичной тематики – «Небо Новое» (Львов, 1665 г.). На выявленных небольших по размеру иконах XIX – начала XX вв., основанных на гравюре около 1659 г. или её повторениях, извод воспроизводится более упрощённо, некоторые сюжеты и иконографические детали отсутствуют.

 



 
PR-CY.ru