«КЛАРЕНДОНСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ» - Страница 2

Каноник был приговорён к лишению бенефициев и публичному бичеванию. Генрих II посчитал этот приговор чрезмерно мягким и на собрании церковных и светских магнатов в октябре 1163 г. в Вестминстере потребовал, чтобы дела клириков, совершивших тяжкие преступления, рассматривались королевскими судами. Епископы во главе с Кентерберийским архиепископом возразили, ссылаясь на особый правовой статус духовенства и на то, что в этом случае за один и тот же проступок виновные будут наказаны дважды. В начавшемся конфликте Генрих II потребовал от епископов соблюдать все «обычаи», регулировавшие отношения между королевской властью и церковью при Генрихе I и предшествующих правителях. Архиепископ Томас Бекет согласился признавать их, но лишь в той мере, в какой они не противоречили церковному праву. Однако позднее, под давлением некоторых английских прелатов (прежде всего, Роджера из Пон-л'Эвека, архиепископа Йоркского, и Гилберта Фолио, епископа Лондонского), а также представителей папы Римского архиепископ Томас Бекет отозвал свою оговорку. Публичное признание «обычаев» английскими прелатами должно было состояться на Соборе в январе следующего года в Кларендоне. На нём Генрих II неожиданно потребовал не просто принести устную присягу, но заверить печатями письменный документ с изложением «обычаев». Архиепископ Кентерберийский пытался сопротивляться такой процедуре, но под давлением баронов, угрожавших ему, был вынужден дать согласие. Текст «обычаев» был подготовлен королевскими писцами при участии старейших баронов; позднее главными «зачинщиками» составления «Кларендонских постановлений» архиепископ Томас Бекет называл королевского юстициария Ричарда де Люси и некоего рыцаря Джоселина де Балиоля. Документ был составлен в форме хирографа из трёх частей, которые должны были храниться у архиепископов Кентерберийского и Йоркского, а также у должностных лиц королевского казначейства. Архиепископ Томас Бекет отказался скреплять документ своей печатью, но устно согласился с «обычаями» и принял свою часть хирографа. Такая двойственная позиция вызвала недовольство короля, а некоторые епископы посчитали Кентерберийского архиепископа предавшим интересы церкви. Оригинал «Кларендонских постановлений» не сохранился, однако их текст приводится у ряда английских агиографов и хронистов второй половины XII в. Наиболее полный текст (включая пролог и заключение) сохранился в собрании писем архиепископа Томаса Бекета, составленном в 1170–1180 гг. Аланом (ум. в 1202 г.), приором собора Кентербери и с 1186 г. аббатом монастыря Тьюксбери. Представляет интерес для исследователей также сокращённая версия «Кларендонских постановлений», сохранившаяся в английской рукописи конца XII в. среди писем архиепископа Томаса Бекета. По мнению некоторых исследователей, это может быть первоначальный, черновой вариант «Кларендонских постановлений», подготовленный перед собранием в Кларендоне. Важное место в «Кларендонских постановлениях» занимает вопрос об ответственности клириков за совершённые преступления и шире – о соотношении светской и церковной юрисдикций.

 



 
PR-CY.ru