КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 12

Согласно переписи 1662 г., «в те монастырские кельи посылаютца из манастыря черной поп для церковной службы для старцы для монастырские пашни и рыбные ловли» (Российская национальная библиотека). По данным переписной книги 1710 г., при обители был «двор монастырской, а в нём бывает монах из Новозерского монастыря ради надсмотру пашни на время, а пашню пашут того ж Успенского монастыря монастырские трудники на монастырских лошадях» (Российский государственный архив древних актов). В 1764 г. монастырь был обращён в приходскую церковь. В 1797 г. на её месте построили новый деревянный храм, который «по малочисленности прихода причислен в 1831 г. к Троицкой церкви на Андозере». В XX в. храм был уничтожен. Приписная Николаевская в Становищах пустынь находилась в 36 верстах к западу от Кириллова Новоезерского мужского монастыря, в междуречье Андоги и Суды, в глухой местности вдали от дорог, на «острове» «в Андопальской волости меж мхи и болоты» (Российский государственный архив древних актов). Пустынь основана в конце XVI или начале XVII вв. на месте явления иконы Николая Чудотворца. Иноки Андозерской обители поставили на этом месте часовню. По легенде, в Смутное время местные крестьяне спасались за монастырской оградой. В 1652 г. Николаевская пустынь в Становищах была официально приписана к Кириллову Новоезерскому мужскому монастырю. В благословенной грамоте патриарха Никона 1653 г. упоминается грамота царя Алексея Михайловича 1652 г. на владение «островом в Становищах, да на том же острову пустошью, да на том же острову стоит часовня» (Российский государственный архив древних актов). В 1653 г. митрополит по просьбе старцев благословил постройку на месте часовни храма во имя того же святого и «велел им на тот храм лес ронить». При этом предписывалось, что «глава б на той церкви была не островорхая» (Российский государственный архив древних актов). В описи 1657 г. в Становищах упоминается вновь построенный «клинчатой» храм Николая Чудотворца, «а хорoм: что была часовня и та поставлена на поле, да келья с клетью, да старая трапеза». В подробном описании иконы святителя Николая нет упоминаний о том, что она явленная: «Образ настоящей святаго чюдотворца Николы в деянии, в прикладе, писана на золоте; прикладу: семеры цаты да шесть венцев серебряных позолочены, да на средине перевить сребряная же позолочена, да крест серебряной, весом пять алтын, да копейка сребряна позолочена, да копейка серебряная; на том же образе во облаце Спас; а на другой стороне образ Пречистые Богородицы, венцы и цаты сребряные резные позолочены; у того жь Николина образа пелена камка червчатая, обложена камкою рудо-желтою, подложена крашениною, крест нашит плетешек золотной; против того образа свеща поставная полая с травами, налеп на свеще железной». В 1662 г. на острове поставлена келья, напротив – клеть, между ними – сени, также были конюшенный и коровий дворы, хлебный амбар (Российская национальная библиотека). Землю Становищской пустоши насельники самостоятельно не обрабатывали, сдавали в аренду крестьянам соседних деревень (Российский государственный архив древних актов). Удалённая пустынь рассматривалась церковными властями как подходящее место ссылки для провинившихся священнослужителей. Так, в 1759 г. туда «за излишество» был отправлен священник Лев Филиппов из Мегринской Успенской церкви. В 1764 г. Никольский монастырь был обращён в бесприходную, с 1800 г. – в приходскую церковь. В 1829 г. на его месте была построена каменная церковь с колокольней. В советское время приход был упразднён, церковь уничтожена.



 
PR-CY.ru