КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 11

С припиской в 1645 г. Андозерского монастыря обители перешла вотчина, состоявшая из деревни Карпово, трёх починков (Зарецкая, Борок и Замятнинская) и пустошей (Трофимовская, «Новая Заречье тож», Борок, Борановская (Боранцево), Никифоровская, «новишка на речке на Мартьянке», Харино, Анкудовская, Домовая, Карповская). На этом формирование вотчины Кириллова Новоезерского мужского монастыря завершилось. Вотчина Кириллова Новоезерского мужского монастыря была компактной: все поселения (за исключением относившихся к приписному Андозерскому монастырю) находились в радиусе не больше 30 км от обители. В 1581 г. в монастырской вотчине числилось 11 крестьянских дворов, в 1626 г. – 52, в 1638 г. – 56, в 1646 г. – 107, в 1649 г. – 117, в 1657 г. – 139. В 1649 г. численность мужского населения в вотчине составила 412 человек, в 1657 г. – 465 человек. Согласно переписным книгам 1678 г., за Кирилловым Новоезерскимо мужским монастырём числился 191 двор, в котором проживал 891 человек (Российский государственный архив древних актов. В 1764 г. крестьяне монастырских деревень были переведены в разряд экономических. Приписная Андозерская пустынь находилась в 20 верстах от Кириллова Новоезерского мужского монастыря. Хотя в монастырских документах она локализовалась на «усть Андоги», на самом деле на этом месте Андога вытекает из Андозера. Время и обстоятельства основания пустыни исследователям неизвестны. В правление великого князя Ивана IV Васильевича Андозерская обитель получила земельные пожалования (девять деревень, пять пустошей, починок и сенокосы). В 1603 г. строитель старец Феодосий был обвинён в том, что «монастыря не строит», обитель лишена вотчины, отчего «старцы разбрелись розно». В 1614 г. началась раздача бывших монастырских земель помещикам, в связи с чем иеромонах Феодосий бил челом царю Михаилу Фёдоровичу («Русская историческая библиотека», том 35). Не позднее 1645 г. опустевшая Андозерская обитель была приписана к Кириллову Новоезерскому мужскому монастырю, а в декабре 1646 г. впервые упоминается в качестве приписной: «За Андозерский монастырь ямские денги платили 15 алтын». Вместе с Андозерским монастырём Кириллов Новоезерский мужской монастырь получил его вотчину, однако периодически у него возникали тяжбы с помещиками из-за спорных земель (Российский государственный архив древних актов). В 1647 г. бывший строитель Иона (Палицын) пытался собирать оброк с крестьян вотчины Андозерского монастыря, ссылаясь на государеву грамоту, где говорилось, что Андозерский монастырь «велено ведать… игумену да строителю Ионе Палицыну». В ответ на жалобу со стороны нового новоезерского игумена царь Алексей Михайлович Андозерскому монастырю «впредь владеть ни в чём не велел» (Российский государственный архив древних актов). В грамоте 1650 г. приписка Андозерского монастыря к Новоезерскому мотивирована недостатком сельскохозяйственных угодий. Использование андозерских угодий подтверждается сведениями из переписной книги 1710 г. (Российский государственный архив древних актов). Часть земель сдавалась в аренду. В 1650 г. в Андозерский монастырь был перевезён и установлен здесь деревянный храм, который за несколько лет до этого был построен в Кирилловом Новоезерском мужском монастыре над могилой преподобного Кирилла. По описи 1657 г., в Андозерской пустыни находились церковь, келья, сушило, погреб и житница с рожью и овсом, а также комплекс построек скотного двора, где содержались лошади и коровы. Здесь проживали два старца.

 



 
PR-CY.ru