КИРИЛЛ, Константин Философ - Страница 62

В художественном отношении лучшими среди таких памятников исследователи называют икону из частного собрания (Москва, конец XIX в.) и работы палехского мастера конца XIX в.; храмовый образ из церкви Воскресения словущего в Москве (рубеж XIX и XX вв.); небольшую икону, вставленную в авторскую раму с орнаментами (конец XIX в., Музей русской иконы, Москва). К той же иконографии исследователи относят икону, происходящую, как считают, из Македонии. Этот же извод представлен на иконе конца XIX в., где Кирилл и Мефодий изображены вместе с Феодосием Углицким (Киево-Печерский историко-культурный музей); по замечанию Е.В. Питателевой, выбор святых был определён минейным принципом: память Черниговского святителя совпадает с днём празднования просветителям Руси (14 февраля). Определённое влияние на разработку новой иконографии солунских братьев оказала древняя икона с образами Кирилла и Мефодия на полях, которую увидел настоятель Русской посольской церкви в Константинополе архимандрит Леонид (Кавелин) в 1867 г., во время путешествия на Афон в монастырь Дохиар. Фотографию иконы он послал Осипу Максимовичу Бодянскому, благодаря работе которого икона «Святитель Николай Чудотворец, со святыми на полях» первой половины XVI в. из монастыря Дохиар была введена в научный оборот. Оба брата изображены как святители, в крещатых ризах, с омофорами, с закрытыми Евангелиями в руках, в молении. У Кирилла короткая округлая борода, на голове крещатая скуфья. О воздействии данной иконографии на создаваемые в это время памятники свидетельствует, например, небольшая эмалевая иконка с изображением Кирилла (слева) и св. Мефодия (справа), детально воспроизводящая дохиарский прототип (Государственный Эрмитаж). На нижнем поле размещена надпись, удостоверяющая её отношение к афонскому образу. К той же иконографической схеме исследователи относят изображение на иконе из собрания Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии (конец XIX – начало XX вв.). Как на эмалевом образке, оба святителя держат закрытые Евангелия, но, повторяя образы Иоганна Конрада Дорнера, они облачены в тяжёлые, расшитые золотом ризы из парчи и такие же богато отделанные митры. Редкое иконописное единоличное изображение Кирилла последней четверти XIX в., выполненное, по мнению исследователей, в мастерской В.М. Пешехонова, Санкт-Петербург (частное собрание, Нидерланды), могло составлять пару к несохранившейся иконе св. Мефодия; повторено монашеское одеяние, развёрнутый свиток с азбукой в левой, поднятой к груди руке, но святой держит небольшой крест, укреплённый на длинном древке. Необычный вариант иконографии представлен и на иконе конца XIX в. (Музей русской иконы, Москва), на которой первоучители облачены в ризы, с омофорами. Кирилл (справа, если верить надписи) в левой опущенной руке держит вертикально закрытый кодекс, правой благословляет; св. Мефодий с крестом, в опущенной левой руке у него развёрнутый свиток с азбукой. Судя по атрибутам и облику святых, иконописец перепутал надписи, поэтому Кирилл у него по возрасту старше, с удлинённой бородой с проседью, а св. Мефодий представлен средовеком, с тёмными волосами и короткой округлой бородой.

 



 
PR-CY.ru