КЕЛЬСИЕВ Василий Иванович - Страница 3

В июле 1862 г. в Санкт-Петербурге начался процесс по «делу о лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами» («дело 32-х»), в ходе которого стало известно о недавнем пребывании В.И. Кельсиева в России, и в декабре 1862 г. его затребовали на следствие. Он отказался явиться и 10 декабря 1864 г. был приговорён сенатом к изгнанию из России и лишению всех прав состояния (приговор утверждён императором 30 марта 1865 г.). Несмотря на неудачу агитации среди старообрядцев, В.И. Кельсиев решил издавать для них газету «Общее вече» (приложение к газете «Колокол»), начинание поддержал Николай Платонович Огарёв. Газета выходила с 15 июля 1862 г. по 15 июля 1864 г., в ней обсуждались вопросы свободы вероисповедания, идеи общинного социализма, права инаковерующих. Вопреки всем усилиям В.И. Кельсиева «борьба за старообрядца» не была успешной. Пафнутий (Овчинников), епископ Белокриницкой иерархии, после встречи в 1861 г. в Лондоне с А.И. Герценом, Н.П. Огарёвым, В.И. Кельсиевым и другими революционерами наложил запрет на контакты «с этими безбожниками». В октябре 1862 г. В.И. Кельсиев вновь отправился в путь с целью революционной деятельности среди последователей «старой веры». Потерпев неудачу в Австрийской империи, где его приняли за шпиона, В.И. Кельсиев проследовал в Стамбул и оставался там до декабря 1863 г. Ему удалось сблизиться с И.С. Гончаровым, атаманом живших в Османской империи казаков-некрасовцев. По совету В.И. Кельсиева И.С. Гончаров побывал в Лондоне, 14–19 августа 1863 г. встретился с А.И. Герценом и Н.П. Огарёвым, разочаровался в них как в людях неверующих и направил императору Александру II адрес старообрядцев с просьбой о веротерпимости, вызвавший критику А.И. Герцена и Н.П. Огарёва. В июле 1863 г. к В.И. Кельсиеву присоединился младший брат Иван, бежавший из московской тюрьмы, где отбывал наказание за участие в студенческих волнениях, и в декабре 1863 г. они создали колонию-коммуну в Тулче (Румыния). Члены коммуны должны были заниматься революционной пропагандой среди живших здесь казаков-старообрядцев, организовать школу для детей, на практике осуществлять принципы общинной жизни. В.И. Кельсиев был избран старшиной казаков. Братья распространяли среди колонистов издания А.И. Герцена, прокламации «Земли и воли», пытались наладить связи с донскими, уральскими и терскими казаками. Соратникам В.И. Кельсиева удалось организовать типографию в Добрудже, но Белокриницкий митрополит Кирилл (Тимофеев) запретил старообрядцам взаимодействовать с тулчинскими колонистами.

 



 
PR-CY.ru