КВАДРАТНАЯ НОТАЦИЯ

КВАДРАТНАЯ НОТАЦИЯ – разновидность западной линейной музыкальной нотации; применялась, главным образом, для записи литургической монодии в богослужении римского обряда (см. Григорианское пение). Своим названием квадратная нотация обязана графеме «пункт» (лат. «punctum»), напоминающей квадрат, другие графемы квадратной нотации также по большей части имеют «квадратные» очертания. В типичном случае запись музыки в квадратной нотации представляет собой невмы в унифицированной и «геометризованной» форме, посаженные на линейки и в межлинейные промежутки четырёхлинейного нотоносца с ключами «F» или «C» (унаследованными от нотации Гвидо Аретинского). Добавочные линейки в старинных рукописях не используются. В отличие от древнейшей безлинейной невменной нотации звуковысотность мелодии, записанной в квадратной нотации, уверенно расшифровывается. Как и в невменных рукописях, ритм «плавного распева» (cantus planus) систематически не нотируется, но «вычитывается» опытными певчими из метроритма (молитвословного или поэтического) текста. Термин «квадратная нотация» ввёл в научный обиход Ф. Людвиг для нотации многоголосной музыки школы Нотр-Дам (между 1150 и 1250 гг.) в её рукописных собраниях, условно именуемых «Magnus liber organi» («Большая книга органума»; самая известная и объёмная рукопись – флорентийская XIII в.), – органумов, клаузул, кондуктов, ранних мотетов. Та же квадратная нотация применяется в обширных собраниях мотетов XIII в. (кодексы из Бамберга и Монпелье). Из упорядоченного сочетания графем квадратная нотация в формах многоголосной музыки периода Ars antiqua на основе теории так называемых модусов, изложенной в трактатах XIII в. (см. ст. Иоанн де Гарландиа), исследователи (с начала XX в. и поныне) выводят ритм и (трёхдольный) метр. В современной науке историческая разновидность многоголосной квадратной нотации, которая интерпретируется посредством модально-ритмической теории, называется модальная нотация, а термин «квадратная» используют для обозначения «квадратной» записи музыки любого рода и вида. Модальная нотация в отличие от квадратной хоральной уже достаточно чётко фиксирует ритмические длительности голосов по определенной системе. Квадратная нотация сложилась в XII в. из центрально- и северофранцузских региональных традиций невменной нотации (Рене-Жан Эсбер (1954 г.) показал этот процесс на примере нормандского аббатства Жюмьеж). К середине XIII в. в крупных центрах христианской культуры Франции (Париж, Сен-Дени, Руан, Тур, Шартр и др.) старые певческие книги были переписаны квадратной нотацией. Новый стиль нотации быстро распространился из Франции на Британские острова (вплоть до Оркни, где в 1274 г. в квадратной нотации был записан знаменитый латинский гимн «Nobilis humilis»), в Испанию и, наконец (в понтификат Николая III), в Италию. Это привело к тому, что региональные невменные диалекты на юге и западе Европы постепенно исчезли. В то же время в германоязычных землях сформировалась собственная разновидность линейной записи невм – так называемая готическая нотация. Квадратная нотация стала последней эволюционной фазой западной невменной нотации как особой системы кодификации музыки. Масштабные образцы ранних певческих книг (XIII в.) в квадратной нотации: Градуалы из Руанского собора и парижского аббатства Сен-Виктор, Вустерский и Солсберийский Антифонарии (до начала нотопечатания «квадратные» рукописи певческих книг исчислялись сотнями). В «Magnus liber organi» наряду с высокими литургическими жанрами присутствует и паралитургическая музыка, чаще других – кондукты (латинские песни). В отличие от клаузул, трёх- и четырёхголосных органумов и мотетов, нотированных в квадратной нотации, кондукты (особенно одноголосные) не поддаются уверенной ритмической расшифровке.

 



 
PR-CY.ru