КАТАВАСИЯ - Страница 3

Катавасии распеваются на те же мелодии, что и ирмосы соответствующих гласов; иногда катавасии намеренно исполняются более торжественно, чем ирмосы текущего канона. Уставное предписание о двойной катавасии в наиболее важные праздники соблюдается не повсеместно. В современной греческой приходской практике все восемь катавасий обычно исполняются как единое целое в конце канона утрени: после окончания девятой песни канона поются катавасии для всех песней с первой по восьмую подряд, после чего читается воскресное или праздничное Евангелие (если есть) и исполняется катавасия девятой песни. Таким образом, в греческой среде катавасии воспринимаются не как цикл отдельных завершений каждой из песней канона, а как самостоятельное песнопение особого жанра. Поэтому катавасии могут исполняться в качестве такого песнопения и вне контекста канона утрени. Таковы, в частности, катавасии предпразднства Рождества Христова, которые не упоминаются в уставе и не связаны с каким-либо из известных рождественских канонов, но могут исполняться в современной греческой практике в качестве особого песнопения в одно из воскресений перед Рождеством Христовым (в русском Ирмологии эти тексты также присутствуют, но не имеют реального употребления). Влияние греческого восприятия цикла катавасий как самостоятельного песнопения в русской традиции архиерейского богослужения исследователи находят в практике пения всех рождественских катавасий подряд во время облачения архиерея к службе в день Рождества Христова и проч. Катавасии в греческой певческой традиции отличается от основных ирмосов канона утрени особым, более развитым мелосом и более медленным ритмом. Мелос катавасии по всем гласовым характеристикам (основа звукоряда, опорные ступени, интервальный род) соответствует мелосу ирмосов, но является более развитым (в частности, имеет больший диапазон) и протяжённым (основная ритмическая доля удваивается). Катавасии делятся на краткие (быстрые), отличающиеся ритмически богатым мелосом, и медленные (пространные), которые характеризуются более искусным мелосом. С XVII в. для удобства и в помощь псалтам стали составлять новые певческие сборники – краткие Ирмологии с катавасиями Господских и Богородичных праздников, составленные выдающимися учителями певческого искусства. Однако в результате этой тенденции оказалось невостребованным большое количество искусных ирмосов более ранних авторов. В современной литургической практике используются следующие мелодические версии Ирмология, содержащие мелизматически украшенные катавасии: протопсалта Великой церкви Панайотиса Хрисанфа Нового (середина XVII в.), митрополита Новых Патр Германа (вторая половина XVII в.), анонимная первой половины XVII в., лампадария Великой церкви Петра Пелопонесского (вторая половина XVIII в.). Пространный Ирмологий катавасий Петра Пелопоннесского, изложенный аналитической нотацией нового метода (1814 г.) протопсалтом Григорием и хартофилаксом Хурмузием, ирмосы в котором расположены в порядке следования гласов и служб (так называемый Ирмологий с последованиями канонов), в приложении содержит все необходимые катавасии. Краткий мелос катавасии записал ученик Петра Пелопоннесского Пётр Византийский. Смена катавасий в течение церковного года происходит согласно чину, изложенному в Типиконе Виолакиса (первое издание: 1888 г.).



 
PR-CY.ru