КАТАВАСИЯ - Страница 2

В значении особых завершений каждой из песней канона утрени катавасию в студийскую эпоху пели, по мнению исследователей, только в дни важнейших праздников, но не в рядовые воскресенья. В Иерусалимском уставе катавасии изначально продолжали оставаться частью праздничного богослужения, но в ходе его развития они также стали элементом воскресных и полупраздничных служб. Согласно позднейшим редакциям Иерусалимского устава, включая современную, катавасии входят в чинопоследование полиелейной утрени (как в составе всенощного бдения, так и без него), а также утрени с великим славословием (т.е. без полиелея, но с праздничным окончанием); значение некоторых особых дней года, например, Страстной седмицы, подчёркнуто наличием катавасии даже при отсутствии у утрени праздничного окончания. При этом катавасии, за исключением наиболее важных праздников и особых дней года, содержательно не связаны с темой текущей церковной памяти: в качестве катавасии обычно поются или ирмосы канона того великого праздника, который близок по времени к данному дню, или общие ирмосы Божьей Матери «Отверзу уста моя». Последние представляют собой отредактированные ирмосы из нескольких канонов на двунадесятые Богородичные праздники и являются наиболее часто употребляемой катавасией. Они встречаются уже в Студийско-Алексиевском Типиконе в качестве катавасии на день памяти св. праведного Алексия, человека Божия, но начало их регулярного упоминания в богослужебных книгах исследователи относят к XVI в. Существуют различные варианты распева «Отверзу...» именно как катавасию. В Типиконе, принятом в настоящее время в РПЦ, уставу о катавасии посвящена глава 19. Согласно этой главе, с 1 по 21 сентября (все даты указаны по старому стилю) поются катавасии из канона Воздвижения Креста Господня, с 21 ноября по 31 декабря – из канона (точнее, канонов: при следующих подряд бденных службах, как, например, 5 и 6 декабря, предписано петь в один день катавасию из первого, а в другой – из второго канона) Рождества Христова, с 1 по 14 января – из канона Богоявления, с 15 января по отдание Сретения (которое приходится на разные даты) – из канона Сретения Господня, с 1 по 6 августа и с 24 по 31 августа – из канона Воздвижения Креста Господня, с 7 по 13 августа – из канона Преображения Господня, с 14 по 23 августа – из канона Успения Пресвятой Богородицы; в остальные периоды года, не считая особых дней, поётся общая катавасия Божьей Матери. В наиболее важные праздники, такие как Рождество Христово и Богоявление, имеющие два канона на утрене, устав предписывает петь двойную катавасию: сначала из одного, затем из другого канона. Каждая песнь канона утрени в первый день Пасхи должна оканчиваться пением ирмоса сначала одним, затем другим хором, после чего оба хора должны петь этот же ирмос уже вместе и завершать песнь троекратным исполнением тропаря Пасхи. При наличии на утрене катавасии отменяется «Достойно есть» в конце канона. В богослужебной практике РПЦ катавасии исполняются в конце каждой песни канона: первая – после первой, третья – после третьей и т.д. Перед восьмой катавасией поётся стих «Хвалим, благословим...».

 



 
PR-CY.ru