КАССИОДОР Флавий Магн Аврелий Сенатор - Страница 20

С этим делением никак не связано учение Кассиодора о добродетелях. Он просто воспроизводит платоновское учение о четырёх основных добродетелях, которые называет нравственными (morales): справедливости, благоразумии, мужестве и умеренности. К ним он добавляет ещё три добродетели, а скорее – способности души, тесно связанные с теоретической и практической жизнью человека: это созерцание (contemplatio), которое устремляет взор нашего ума к познанию высочайших предметов; способность суждения (judicialis), которая с помощью разумной оценки производит различение добра и зла; наконец, память (memoria), которая сохраняет в тайниках души предметы наблюдений или размышлений. По вопросу о происхождении души Кассиодор, подобно Августину Блаженному, занимал нейтральную позицию. Безусловно отвергая теорию, согласно которой душа – это часть Божественной сущности, он колебался между теориями креационизма и традуционизма, каждая из которых имеет свои основания в Священном Писании и богословские преимущества; точное знание этого вопроса Кассиодор считал недостижимым для человека; достаточно твёрдо верить, что Бог творит души и по Своему тайному решению вменяет им в вину результат первородного греха (occulta quadam ratione justissime illis (= animis) imputare, quod primi hominis peccato teneantur obnoxiae), от которого была свободна одна лишь душа Христа, поскольку Его зачатие было святым и безгрешным. Кассиодор также целиком и полностью разделял учение Августина Блаженного о божественной благодати и предопределении, согласно которому необходимая для спасения благодать Божия даётся людям абсолютно даром, независимо от каких-либо заслуг; она одна полностью (absolute) освобождает и спасает человека. Все люди, согласно Божественному предопределению (praedestinatio), разделены на избранных и отверженных; первым Бог по Своему непостижимому решению дарует Свою благодать, а вторым отказывает в ней. Свобода воли человека (liberum arbitrium, libertas arbitrii) в этом не играет никакой роли, поскольку вследствие первородного греха (originale peccatum) люди без Божьей благодати не могут ни начать, ни совершать что-либо доброе, но лишь злое. В связи с этим Кассиодор считал справедливой не только критику пелагианства Августином Блаженным, но и критику, которой подверглись мнения Иоанна Кассиана Римлянина о свободе воли со стороны Проспера Аквитанского. Эсхатологические взгляды Кассиодора также заимствованы у предшествующих авторов. После смерти души, освободившись от тел с их потребностями и желаниями, пребывают в состоянии, подобном глубокому сну (quietus somnus); однако и в этом состоянии они получают определённое воздаяние по своим делам. Полное же воздаяние (plenissimum fructum) наступит только после Страшного Суда, когда мгновенно воскреснут умершие тела, обретя свой пол и получив одинаковый возраст, и соединятся со своими душами. Предшествующий этому событию период в тысячу лет, когда сатана будет связан, Кассиодор считает символическим обозначением всего исторического периода, началом которого было первое пришествие Христа, а концом – Второе пришествие, время которого неизвестно. После Суда грешники будут подвергнуты вечным и бесконечным мучениям, различающимся в зависимости от совершенных злодеяний, так же как и блаженство праведников будет иметь разные степени в зависимости от качества заслуг (pro meritorum qualitate), которые, правда, не являются их собственными заслугами, – а дары Божьи.

 



 
PR-CY.ru