КАПРЕОЛ - Страница 2

Вскоре после Собора испанские епископы Виталий и Тонантий, зная о переписке Капреола с Собором и о присутствии на нём его представителя, просили объяснить смысл ереси Нестория и соборные решения. Основанием для возникновения вопроса епископов послужило место из Евангелия от Матфея, где распятый Христос восклицает: «Боже Мой, Боже Мой! – для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Эти слова, по мнению корреспондентов Капреола, могут указывать на то, что божество в этот момент отступило от Христа, и, следовательно, оно не было неразрывно связано с Его человечеством. Капреол опровергает этот аргумент, заявляя, что в таком случае следует считать, что божественная и человеческая природа во Христе были двумя самостоятельными сущностями, а это значит делать из Троицы четверицу. Капреол не касается вопроса двух природ во Христе как таковых, делая акцент на доказательстве единства личности Христа, имеющего как человеческую, так и божественную природу, и на том, что эта личность соответствует во всей своей полноте и неделимости Второму Лицу Троицы. Переводя, таким образом, вопрос из области христологии в область учения о Троице, Капреол показывает, что не разбирается в нюансах ереси Нестория. Доктрина последнего представлена у Капреола в огрублённом виде, как учение о двух Лицах: Христе человеке и Христе Боге Слове, каждое из которых самобытно. Судя по некоторым намёкам в послании Капреола, исследователи делают вывод, что он также отправил своим корреспондентам акты Вселенского собора. Капреол почитался Карфагенской церковью как святой. Его память находится в Карфагенском календаре (после 505 г.) между 21 и 30 июля (точная дата в единственной рукописи стёрлась). Исследователи полагают, что Капреолу принадлежат некоторые проповеди из корпуса, приписываемого Августину Блаженному, однако их идентификация сопряжена с рядом сложностей и не является общепринятой. Так, проповедь «О варварских временах» («De tempore barbarico») рассматривавшаяся на основании мнения французского церковного историка Л.С. Ленена де Тиймона (XVII в.) как принадлежащая Капреолу, написана его преемником, Карфагенским епископом Кводвультдеусом (437–439 гг.).



 
PR-CY.ru