КАРПОКРАТ - Страница 2

Учение о переселении душ также гармонировало со взглядами Платона и было дополнено идеей, что душа, вспомнившая своё истинное изначальное состояние и пребывание в Боге, выходит из власти архонтов посредством более высокого перевоплощения. Сотериология Карпократа определяла этот процесс как неизбежный, т.е., в конечном счёте, все души вернутся в изначальное состояние. Эта точка зрения близка к позднейшему учению Оригена об апокатастасисе, но Ориген придал этому учению, скорее, христианский оттенок, нежели платонический. Спасение для Карпократа – это спасение только души, ни о каком воскресении тела, бесчувственной темницы души, речи идти не может. В системе Карпократа тело само по себе не зло, не следствие вошедшего в мир зла и не его источник, а, скорее, вторичный продукт мироздания, которое само по себе вторично, и не имеет никакой самодостаточной ценности – ни положительной, ни отрицательной. Карпократ считал, что основным средством к спасению является познание (гносис) душой своей истинной сущности. Это познание является не узнаванием чего-то нового, но воспоминанием об изначальной неизменяемой сути вещей. Многие полемисты обвиняли последователей Карпократа в аморализме и аномизме, которые логически следуют из его учения, т.к. все законы установлены архонтами, в частности, дьяволом, для порабощения душ. Таким образом, души, стремящиеся к единению с Богом, непременно должны находиться в конфликте с этими законами, как это делал Христос в отношении к иудейскому закону. По мнению Тертуллиана и ряда других авторов, аморализм карпократиан, которые иногда ассоциировались с христианами, стал причиной обвинений, выдвигаемых язычниками против христиан в целом. Евсевий Кесарийский со ссылкой на Иринея Лионского говорит о ереси Карпократа как о воздвигнутой сатаной, чтобы оклеветать христиан. Карпократиане в своих претензиях творить чудеса, подобные чудесам Христа, увлекались различными магическими практиками. Согласно Оригену, подобные практики были известны его оппоненту Цельсу, который воспринимал их как христианские. Последователи Карпократа почитали Христа как великого учителя и образец для подражания, имели Его статуи наряду с изображениями античных философов. Карпократ считал себя, видимо, основателем, скорее, философской, нежели религиозной школы. В любом случае всякая традиционная религиозность претила ему, как произведение вторичных сотворивших мир сущностей, а не истинное почитание предвечного «Бога в себе». Из числа обрядов карпократиан исследователям известно огненное крещение, заключавшееся в прижигании мочки правого уха, что должно было символизировать открытие слуха для восприятия истинного учения. В качестве источника своего учения Карпократ ссылался на некую тайную доктрину, которую Иисус Христос не проповедовал открыто, а якобы передал приватно ученикам. История последователей Карпократа не выходит за пределы II в. В середине столетия некая Марцеллина проповедовала это учение в Риме при папе Римском Аникете. Сын Карпократа Епифан призывал своих последователей к общности имущества по апостольскому образцу. К IV в. имя Карпократа превратилось в нарицательное для обозначения аморалиста, прикрывающегося религиозным учением. В анонимном сочинении V в. «Praedestinatus», которое приписывается современными исследователями Экланскому епископу Юлиану, пелагианскому богослову V в., приводится легендарный сюжет об обличении и осуждении Карпократа апостолом Варнавой при их встрече на Кипре.



 
PR-CY.ru