КАРПОКРАТ

КАРПОКРАТ (II в.) – гностик, философ-платоник, преподавал в Александрии в начале II в. Включил в свою философскую систему элементы христианства и создал гностическое направление, в котором положения античной философии превалировали над христианскими. Взгляды Карпократа известны исследователям исключительно по опровержениям полемизировавших с ним авторов: Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Ипполита Римского, Оригена, а также из ересеологических трактатов IV в. Епифания Кипрского и Филастрия, епископа Бриксийского. Карпократ упомянут в самом раннем списке еретиков у Егесиппа (II в.), цитируемого Евсевием, епископом Кесарии Палестинской. Ириней Лионский сообщает, что Карпократ первым стал называть свою философскую систему гносисом, а последователей – гностиками (см. ст. Гностицизм). Климент Александрийский характеризует взгляды Карпократа как «монадический гносис» в противовес доктринам Валентина и других гностиков, поскольку идея единственного первоначала у него превалирует над другими. Карпократ учил, что Бог – единственная неизречённая сущность, из которой путём эманации произошли другие высшие сущности: ангелы и силы небесные, а от них путём уже вторичной эманации – более низшие сущности, образовавшие мироздание, где души держатся в плену плоти. Цель человеческих душ – освободиться от власти этих мироначальников (архонтов) и вернуться к истинному божественному началу, которое выше ангелов, архонтов или судей, сотворивших материальный мир. Прямой или косвенной эманацией божества является только душа. Телесный мир – это темница души, в которую архонты заключают недовольные их правлением души в качестве наказания. Они устанавливают законы, в том числе и религиозные, для заключённых в плоть душ, чтобы держать их в своей власти. Одним из этих архонтов является дьявол, роль которого в системе Карпократа не имеет ярко выраженной негативной характеристики, он лишь один из прочих ангелов, творцов и мироначальников. Одна из основных функций дьявола – надзирать за душами, чтобы они вели себя в соответствии с принципами, заданными ангелами-мироначальниками, а также за душами, заключёнными в темницу плоти. Таким образом, все религиозные и социальные установления этого мира являются его изобретением. Этими взглядами определяется и сотериология Карпократа. Заключённые в плоть человеческие души – те, кто недовольны правлением архонтов, они стремятся вернуться в прежнее состояние в Боге и помнят свою изначальную вечную неизменяемую сущность. Иисус Христос является обычным человеком, и Его рождение ничем не отлично от рождения других людей. Однако пребывающая в Нём душа была абсолютно чистой и помнила созерцание истинного нерождённого Бога, Который наделил её такой силой, что она могла прийти в мир, избегнув власти архонтов. Иисус Христос отверг законы (в частности, иудейские религиозные), которые архонты предписали человечеству, за что и был уничтожен в соответствии с этими законами. Однако это не делает Его исключительным и отличным от других людей. Душа любого человека может не только сравниться с душой Христа, но и превзойти её, отвергнув мир и его законы с ещё большей силой, если она вспомнит о своём изначальном состоянии в Боге и захочет вернуться в него, освободившись от мира. Данное возвращение возможно посредством череды перевоплощений и преобразований в более высокие сущности. Если в первой части учения о возникновении мира в результате вторичной эманации божества Карпократ соглашается с прочими гностиками, в особенности с Сатурнином, то его учение о спасении как о возвращении к созерцанию божества, которое и есть единственная истинно существующая сущность, а не вторичное отражение, скорее, заимствовано из диалога «Федр» Платона.

 



 
PR-CY.ru